Liberté, Égalité, Fraternité
Идея сделать “свободу, равенство и братство” основой для перформанса открытия “Французской весны” принадлежит Владу Троицкому, который и является постановщиком “Воздуха”.
“Воздух мы добавили уже позже, как нечто, что витает над этими основоположными понятиями и объединяет их, – рассказывает режиссер. – Нашей задачей было подумать над тем, что эти слова означают сегодня. Ведь чтобы понять, что такое “свобода”, нужно понять, чем является “несвобода”. Для меня несвобода начинается с безответственности: потому что если я якобы свободен, но этим ущемляю других, это не свобода. Свободен ли Путин в таком случае? Я не знаю”.
Три ключевых слова постановки будут много раз звучать со сцены: солисты на разный манер и распев будут повторять их во время “Воздуха”, который, кстати, будет длиться около 50 минут.
“Liberté, Égalité, Fraternité” – это базовые термины Французской революции, и Пьер (композитор – прим.) считает, что они важны не только во Франции, но являются актуальными и для современной Украины”, – добавляет участница Dakh Daughters Татьяна Гаврилюк.
Музыка и тексты
Над созданием панк-оперы “Воздух” работал французский композитор Пьер Тийуа, которому посольство Франции в Украине заказало партитуру.
“С одной стороны, этим произведением мы празднуем 15-ю “Французскую весну” в Украине, с другой – 70-летие подписания Всеобщей декларации прав человека”, – рассказал композитор на пресс-конференции.
Самым сложным в создании “Воздуха” было сработать между собой разные части панк-оперы, – добавляет Тийуа. На сцене на Софийской площади одновременно будут находиться оркестр, солисты, Dakh Daughters и Nova Opera, каждый из которых имеет свое видение и опыт работы с музыкальным материалом.
Dakh Daughters, например, не играет по партитурам, но для работы над “Воздухом” приходится подстраиваться: композитор прописал все партии. Партитура создавалась на протяжении трех месяцев. Влад Троицкий рассказывает, что Тийуа предложил музыкальные темы, которые затем подхватили Dakh Daughters и на общей репетиции в Страсбурге сшили свое видение с материалом композитора.
Затем Тийуа пригласил дирижера – Гаста Вальтцинга из Люксембурга.
Для Вальтцинга комбинировать разные музыкальные стили – не в новинку, он ставил оперы, где классическая музыка сосуществовала с джазом. А в 2016 году Вальтцинг получил “Грэмми” за альбом в стиле world music, созданный вместе с Ангеликой Киджо и Люксембургским симфоническим оркестром.
“На 2019 год запланирован общий проект Вальтцинга, симфонического оркестра и Dakh Daughters в Люксембурге”, – делится Троицкий.
Основа панк-оперы – тексты “Апокалипсиса” Иоанна Богослова, предсказаний Нострадамуса и уже упомянутого Пакта о правах человека. Их Пьер Тиуйа выбрал сам. Учитывая, что Влад Троицкий и Nova Opera в разное время работали не столько с либретто, сколько с масштабными текстами (притча об Иове, пьеса “Кориолан” Шекспира, например), здесь творческие интенции французского композитора и украинских исполнителей совпали.
Анимация
Фрагментов графики и выросшей из нее анимации на репетиции не показывали – Троицкий анонсирует их как сюрприз. Известно, что над графикой работают художницы Анна Ходькова и Кристина Ярош (мастерская Etchingroom #1).
Визуальные образы, созданные на основе работ Ходьковой и Ярош, с добавлением изображения с камер, будут проецироваться на здание Софийского собора и фон сцен, где будут находиться исполнители.
Посол Франции в Украине
Идею того, что культура является неотъемлемой частью дипломатии, буквально проиллюстрирует Изабель Дюмон – посол Франции в Украине. Она играет на виолончели и предложила свое участие организаторам. “Я не настаивала, не говорила, что хочу участвовать, во что бы то ни стало, – решение было за композитором. Для меня самое главное – не испортить произведение”, – рассказывает госпожа посол.
В “Воздухе” Изабель Дюмон играет не в составе президентского оркестра, а отдельно. Впрочем, на звание солистки музыкант-дипломат не хочет претендовать: “Я начала с пианино, когда была совсем маленькой, лет в 9 перешла на виолончель, училась в музыкальной школе и консерватории. Но до профессионального уровня так и не дошла, решив заняться другой профессией. Впрочем, я продолжала играть в оркестрах. Поэтому работа с таким большим составом исполнителей – это для меня очень интересно”.
Пьер Тийуа в большим энтузиазмом относится к участию посла в перформансе: “Один из главных принципов дипломатии – это культура. Нельзя заниматься политикой, строить экономику, не думая о культуре”.
“Тот факт, что перформанс открытия “Французской весны” – уличное представление – очень важен. Уличное искусство – это демократичное искусство, и тема оперы лишний раз это подчеркивает. Мы хотим, чтобы все желающие жители Киева его увидели”, – добавляет она.
Организаторы “Воздуха” рассчитывают, что опера не только провозгласит идеи свободы, равенства и братства на одной из самых важных столичных площадей, но и призовет весну, которую уже давно все ждут. Согласно прогнозу погоды, сразу после открытия “Французской весны” наступит и украинская. А там и остальные подтянутся.
В ожидании открытия предлагаем посмотреть видео с репетиции панк-оперы на Софийской площади: