Один из таких, Эрнест Клайн, вырос в 80-х, эпоху зарождения гик-культуры, с “Подземельями и драконами”, Пакманом и Ричардом Линклейтером. Проводив все свободное время за старыми-добрыми 16-битными играми, он позже напишет книгу о том, как в 2045 году все внимание людей поглотила компьютерная VR-игра OASIS. Её автор - Джеймс Холлидей - перед смертью решил завещать игру и все свои деньги тому, кто найдет спрятанное пасхальное яйцо. И тут начинается самое интересное. Клайн решил запихнуть в этот квест упоминания всех возможных фильмов, игр и комиксов,о которых мог только знать. Начиная от стикера Бэтмена где-то на мотоцикле, заканчивая целыми локациями, вроде отеля ужасов из “Сияния”. Экранизировать такой набор “достопримечательностей” мог разве что тот, кто сам находится в их списке. Например, Стивен Спилберг, чей “Инопланетянин” наверняка покорил сердце тогда еще 10-летнего Клайна.
Фильм “Первому игроку приготовиться” не повторяет полностью все события из книги, отчего сюжет выглядит достаточно банально. Уэйд Уоттс - один из лучших игроков ОАЗИСА - живет в полуразрушенном штате Огайо, мечтает найти пасхальное яйцо и сбежать из бедности. Мир находится в руинах в результате перенаселения и экономического коллапса, а жители снимают VR-очки только ради еды и сна. Неправдоподобным его не назовешь - такой сеттинг может вполне найти себе реализацию в ближайшем будущем. Интересно в этом фильме лишь то, что за поиском ключей и артефактов мы можем заметить тут и там знакомых персонажей, в которых, подобно аватарам главных героев, и сами перевоплощались в детстве. Этот факт делает из фильма по определению одно большое пасхальное яйцо, где персонажи ищут отсылки, зрители ищут отсылки - все, в общем, счастливы.
Со Спилбергом в кресле режиссера фильм окончательно выходит на новый метауровень. Его культовый тиранозавр появляется в одном из кадров, замыкая символичный круг того, как работает поп-культура. Мы делаем отсылки к чему-то известному, чтобы сломать очередную стену перед зрителем и снова сделать на это отсылку. Только если технологии на экране соответствуют завтрашнему дню, вся поп-культура застряла на моменте взросления автора. Ничего нового, но уже успевшего стать культовым, там нет. Такое впечатление, что с приходом технологий искусство продолжает существовать только в нашей памяти, а общество, о котором говорит Спилберг, продолжает делать только ремейки.
Можно подумать, что Спилберг ставит нелестный диагноз обществу будущего. Но только если не учитывать, сколько сам голливудский моралист снял фильмов про Индиану Джонса.