Что такое значит “Оскар” сейчас? Это своеобразное зеркало американской киноиндустрии, отражение которого складывается из сумм субъективных мнений кинопрофи – кто-то перед тем, как проголосовать, детально отслеживает и анализирует каждый фильм и каждую представленную работу, кто-то просто основывается на собственной симпатии к творчеству того или иного номинанта. Выбор не всегда справедлив, да и определение победителей в каждой номинации содержит слишком много формальностей и правил, о которых зачастую забывают критики “Оскаров”. И давайте не забывать простой постулат о том, что любое решение жюри справедливо лишь тогда, когда совпадает с нашим собственным мнением.
Сколько человек состоит в Американской киноакадемии?
Всего киноакадемиков – порядка восьми тысяч (только в 2017-м году Академия пригласила в свои ряды 774 новых члена). Как уверяет Академия в своих пресс-релизах, на нынешних “Оскарах” право голосовать имели 7 258 человек.
Кроме того, Академия поделена на 17 профильных подразделений: актеры; режиссеры кастинга; художники по костюмам; операторы; дизайнеры (художники-постановщики и декораторы); режиссеры; документалисты; руководители кинопроизводства; монтажеры; гримеры и стилисты; музыканты; продюсеры; специалисты по связям с общественностью; создатели короткометражных фильмов и полнометражной анимации; звукорежиссеры; специалисты по визуальным эффектам; сценаристы.
Каждый год премия коррелирует свои же правила и порядки, чтобы наиболее объективно распределить статуэтки в 24-х категориях. Зачастую это чисто косметические изменения – например, уточнение о том, что в неанглоязычном фильме могут принимать участие документальные работы, что ранее не запрещалось, но не было прописано и могло вызвать вопросы у национальных отборщиков; сколько человек в каждой категории могут быть награждены; список квалификационных фестивалей для короткометражных и документальных фильмов. Но порой это и довольно кардинальные изменения – будь то введение шорт-листа для тех же иностранных фильмов или же увеличение количества номинантов в категории "лучший фильм" с пяти до десяти. Чаще остальных за последние десять лет лихорадило музыкальные номинации. В правилах прописана и 25-я номинация за лучшую музыку к мюзиклу, но с условием, что таковых фильмов в год должно быть определенное количество – но уже который год мюзиклов не хватает, и, следовательно, никого не номинируют.
Как формируются номинации и определяются победители?
В большинстве категорий правила простые – если создатель фильма считает, что достоин “Оскара” и если фильм был в семидневном прокате на территории Лос-Анджелеса, он подает заявку, необходимые документы и промоматериалы с копией фильма. Надо сделать оговорку, что продюсеры некоторых фильмов организовывают формальный прокат, чтобы соответствовать оскаровскому регламенту. Фильм Андрея Звягинцева “Нелюбовь” американский дистрибьютор Sony Pictures Classics пустила в ограниченный североамериканский прокат лишь 16 февраля этого года, но в декабре 2017-го фильм показывали на протяжении недели в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе. Точно так же поступила в прошлом году и платформа Netflix, организовавшая недельный прокат для тех фильмов, что подавала на “Оскар”.
Все заявки, которые соответствуют правилам, собираются в “ремайндер-лист” (reminder list) – другими словами, в лонг-лист претендентов в номинацию “Лучший фильм года”. В прошлом году желание бороться за “Оскар” изъявили продюсеры 341 фильма.
Каждая гильдия Академии самостоятельно формирует номинации. В некоторых случаях формируются промежуточные списки с претендентами – лонг-листы и шорт-листы. Среди полнометражных документальных фильмов квалификацию за 2017-й прошли 170 фильмов (лонг-лист), из них для шорт-листа отобрали 15, а вот в лонг-лист полнометражной анимации вошло 26 работ. Музыкальная гильдия Академии в качестве претендентов рассматривала лонг-листы из 70 оригинальных песен, написанных специально для фильмов, и 141 оригинальный саундтрек. Но всегда процесс отбора номинантов представляет собой индивидуальное тайное голосование членов гильдий.
На примере процесс голосования по определению номинантов выглядит так: для выбора номинантов костюмеры голосуют за костюмеров, операторы за операторов, за фильмы в номинации “лучший фильм” голосуют все. В прошлом году комитет по отбору неанглоязычных фильмов так же разрешил другим академикам присоединиться к отборочному процессу, если те будут посещать показы фильмов-претендентов.
После того, как номинанты объявлены, устанавливаются даты и дедлайны для голосования. Номинационный бюллетень, где прописаны только названия фильмов (во всех номинациях указываются только фильмы, и только в актерских прописаны имена актеров), получает каждый член академии, имеющий право голоса. Интересно, что в большинстве номинаций Академия не проверяет, смотрели ли академики фильмы, за которые голосуют. Исключение касается только категорий документалистики, короткого метра и фильма на иностранном языке – тут уж членам Академии, изъявившим желание голосовать, придется подтвердить, что они видели фильмы, или прийти на специально организованные скрининги. Хотя и тут Академия часто проявляет мягкость, разрешая отсматривать фильмы в домашних условиях, но при этом настаивает, что полноценно оценить фильм возможно лишь на большом экране и с качественным звуком. Не зря ведь в распоряжении киноакадемии – несколько современных усовершенствованных кинотеатров.
В теории возможен вариант, что академик может не видеть номинированных фильмов, но имеет право голоса, за что правила “Оскаров” уже неоднократно поддавались критике. Хотя Академия всегда взывает к совести голосующих и напоминает им, что лучше не выбирать фильмы в категориях, с чьими участниками или технической спецификой они не знакомы.
Историю о том, как появилось название “Оскар” и почему статуэтка имеет именно такой вид, знают почти все. Но мало кто знает, что Киноакадемия вручает не только “Оскары”: так, в течение года отмечают работы студентов-кинематографистов, начинающих сценаристов, технические достижения, выдающийся индивидуальный вклад в дело гуманизма и служения идеалам Академии и иные почетные достижения в киноиндустрии. Для каждого подобного мероприятия существует своя церемония.
В прошлом году почетными премиями отметили актера Дональда Сазерленда, режиссеров Чарльза Бернетта и Аньес Варда, кинооператора Оуэна Ройзмана и Алехандро Гонсалеса Иньярриту за создание новаторской киноинсталяции “Кровь и песок”. Все они получили по статуэтке “Оскар”.
В технических достижениях Академия отметила создание новых технологий визуальных эффектов и оптических приспособлений, вручив их создателям специальные сертификаты, плашки, а статуэтками “Оскар”, наградила разработчика анимационных систем Марка Элендта, компанию “Side Effects Software” и специалиста в области создания визуальных эффектов Джонатана Эрланда. А удостоенные студенческих наград кинематографисты имеют льготные условия для квалификации своих работ в конкурс, минуя стадии обязательного проката или фестивальных смотров.
Возвращаясь к “Оскару”
За 90 лет дизайн статуэтки существенно не изменился, только основа-постамент менял свою высоту и материал – с 1945-го года он стал выше, а бельгийский черный мрамор был заменен на металл. В 2016-м году Академия неожиданно решила вернуться к истокам, поменяв не только изготовителя позолоченных болванчиков, но решив снова использовать в основе бронзу. Именно 15 первых статуэток в 1929-м году были бронзовые, потом стали использовать британий. Во время Второй мировой войны вместо металлических статуэток в течение трех лет использовались гипсовые, которые затем должны были обменять на металлические.
Учитывая трудоемкий процесс гальванизации при покрытии трофея позолотой, на создание партии из 50 штук уходит три месяца. Решение о возвращении к бронзе руководство Академии прокомментировало как один из элементов политики обновления “Оскара” с учетом корней и традиций.
Если считать розданные почетные премии в ноябре 2017-го, за всю историю наград Американской киноакадемии было вручено 3 097 “Оскаров”.
Факты об “Оскарах”-2018
В этом году в 24 номинациях представлено 59 фильмов, включая документалистику, короткометражные работы и анимацию.
За звание лучшего фильма на иностранном языке в этом году бороться решили 92 страны, что является своеобразным рекордом. Впервые на “Оскар” отправили фильмы Гаити, Гондурас, Лаос, Мозамбик, Сенегал и Сирия. В итоге в номинационной пятерке новичком оказался лишь фильм из Ливана, остальные страны попадали в номинанты и раньше.
Лидеры в номинационном зачете:
- "Форма воды" (The Shape of Water) – 13 (это десятый в истории результат с таким количеством номинаций; максимальное количество же номинаций – 14 – удалось достичь лишь 3-м фильмам: “Все о Еве”, “Титаник” и “Ла Ла Ленд”)
- "Дюнкерк" (Dunkirk) – 8;
- "Три билборда на границе Эббинга, Миссури" (Three Billboards Outside Ebbing, Missouri) – 7.
Учитывая, что прошлый киногод запомнится не только скандалами о харассменте, но и движением #MeToo и дискуссиями о роли женщин в киноиндустрии, неудивительно, что эти тенденции не остались незамеченными на "Оскарах". Результат не заставил себя долго ждать: женщин стало больше не только в кадре "оскаровских" фильмов, но и за кадром.
К примеру, оператор фильма “Ферма “Мадбаунд” Рейчел Моррисон стала первой женщиной, попавшей в операторскую номинацию. А режиссер этой картины Ди Рис стала первой афроамериканкой, получившей номинацию за сценарную адаптацию (и второй афроамериканкой-номинантом за сценарий в приципе).
Свою 21-ю номинацию получила Мэрил Стрип, ставшая самой номинируемой на “Оскар” актрисой. Грета Гервиг стала пятой женщиной, которую номинировали за режиссуру.
Звукомонтажер Мэрри Элис за работу в фильме “Малыш на драйве” получила номинацию в категории “Сведение звука” и стала шестой женщиной, номинированной в этой категории.
А режиссер Аньес Варда в свои 89 лет стала самым взрослым номинантом (вместе с Джеймсом Айвори, который выдвинут за сценарий к “Зови меня своим именем”).
Открытый трансгендерный мужчина Янс Форд номинирован за свой документальный фильм “Стронг айленд”.
В актерских категориях впервые номинированы на Оскар Тимоти Шаламе, Дэниэл Калуйя, Сэм Рокуэлл, Марго Робби, Эллисон Дженни, Лесли Мэнвилл, Лори Меткаф, Мэри Джей Блайдж. Среди режиссеров все, кроме Пола Томаса Андерсона, номинируются впервые, при чем для Джордана Пила и Греты Гервиг это сольные режиссерские дебюты (оба, кстати, номинированы еще и как сценаристы).
Vanity Fair сделал большой материал про Грету Гервиг и Джордана Пила.
Кристофер Пламмер не только показал виртуозность актерской игры в фильме Ридли Скотта “Все деньги мира”, оперативно “переиграв” роль в уже готовом фильме, но и стал самым старшим среди коллег-актеров номинантом – на момент выдвижения на “Оскар” актеру исполнилось 88 лет.
Свой же рекорд побил композитор Джон Уильямс. Его 51-я номинация в этом году сделала его самым номинированным на “Оскар” человеком среди живущих.
Стивен Спилберг со своей 10-й номинацией стал самым номинированным продюсером в категории “Лучший фильм”. Однако он до сих пор второй в качестве режиссера, чьи фильмы претендовали на звание лучших, лидером по-прежнему остается Билли Уайлдер.
Переломным год стал и для супергеройского кино. Фильмы, основанные на графических романах, которые упорно многие называют комиксами и раньше попадали в сценарные номинации, но именно “Логан” прорвал завесу безразличия к героям комиксов с супер-способностями, получив первую для подобных фильмов номинацию за адаптацию сценария.
Среди претендентов-иностранцев нельзя не отметить первый сирийский фильм, попавший в финальную номинацию – документальную картину “Последние люди в Алеппо”. Трамповские ограничения по запрету въезда иностранцев из стран Ближнего Востока, которые в прошлом году взбудоражили кинообщественность и не позволили иранскому режиссеру Асхару Фархади приехать на церемонию (персонально ему все же в итоге разрешили въезд, но он демонстративно отказался) на сей раз затронули номинантов из Сирии. Обращение продюсера в Госдепартамент при поддержке коллег и Американской академии киноискусств, присуждающей "Оскар", помогло изменить ситуацию за неделю до церемонии.
Перед голосованием академиков обеспокоенность вызвало то, что создатели двух документальных фильмов – “Последние люди в Алеппо” и “Икар” (рассказывающего о допинговых скандалах) рассказали о том, что против них ведется дискредитационная кампания, якобы не без участия России. New York Times написала об этом подробную статью.
Ну, а главной же интригой вечера обещает быть номинация за операторскую работу. Роджер Дикинс, оператор “Бегущего по лезвию 2049”, уже в 14-й раз пытается получить кинопремию. Компанию ему составляет автор песен Дайан Уоррен, номинированная за песню из фильма “Маршал” и автор таких номинированных хитов как “Because You Loved Me” и “I Don't Want to Miss a Thing”, которая хоть и не рекордсменка в неудачах, но это ее 9-я номинация и она тоже без “Оскара”. Все мы помним историю триумфа звукорежиссера Кевина О’Коннелла, получившего “Оскар” с 21-й попытки в прошлом году, но не всем так везет.
Как Академия распределит призы, мы узнаем уже в ночь на 5 марта (церемония начнется в 3 утра по киевскому времени). С полным списком номинантов можно ознакомиться на официальном сайте "Оскаров".