Народная фантастика в украинском искусстве прочно связана с именем Марии Примаченко — крестьянки без художественного образования, прожившей всю жизнь в селе Болотня Киевской области, что не помешало ей пленить воображение самого Пикассо. Ее картины, полные ярких красок и узнаваемых образов, стали одним из знаковых явлений модерной украинской культуры, признанным далеко за пределами страны.
Мария Авксентьевна Примаченко родилась в 1909 году. Она пережила две мировые войны и распад двух империй — сначала Российской, потом советской. Но самой большой трагедией стала Чернобыльская катастрофа 1986 года, ведь родное село художницы граничит с 30-километровой зоной отчуждения.
С детства Марию окружали красивые вещи — ее отец был плотником-виртуозом и делал роскошные деревянные скульптуры. Мама была знаменитой вышивальщицей и научила мастерству свою дочь. «Начиналось все так, — вспоминала художница. — Как-то возле дома, над речкой, на цветущем лугу я пасла гусей. На песке рисовала всякие цветы, которые видела. А потом заметила синеватую глину. Набрала ее в подол юбки и разрисовала нашу хату». Соседи разглядывали дивные рисунки и хвалили, потом стали просить расписать и соседние дома.
С детства Марию окружали красивые вещи — ее отец был плотником-виртуозом и делал роскошные деревянные скульптуры. Мама была знаменитой вышивальщицей и научила мастерству свою дочь.
Открытие таланта Марии Примаченко произошло в самые сложные для украинской культуры годы, когда в подвалах НКВД расстреливали культурное возрождение 1920-х. В 1936 году работы Примаченко увидела мастерица-ткачиха и вышивальщица из Киева Татьяна Флору. По ее рекомендации Примаченко пригласили в экспериментальные мастерские при музее украинского искусства. В ее творчество приходят новые разнообразные практики — от вышивки до керамики. В том же году она получает диплом первой степени на выставке народного искусства. С тех пор ее работы показывают за границей — в Варшаве, Праге, Монреале и Париже.
Своим главным вдохновением Мария Примаченко называла природу родного Полесья, а именитые искусствоведы и критики видят в ее картинах образы дохристианских божеств и мироощущение первобытного человека времен палеолита. Растения с цветками, древо жизни, невиданные птицы, иллюстрации к народным сказкам, бытовые сценки и знаменитые фантастические животные, изображенные яркими цветами без перспективы и объема — примитивно простые, но завораживающие даже самый изощренный глаз, — секрет народной художницы не поддается законам традиционного искусства.
Персонажи Примаченко, да и вообще все элементы в ее картинах разделены на добрых и злых. Бинарный мир, каким он предстает в мифологическом сознании, выражен здесь в элементарных визуальных элементах. Даже фантастический бестиарий представляет «армии» добра и зла. Что примечательно, добрые звери всегда похожи на реальных животных, даже если этих животных Примаченко никогда не видела воочию (например, обезьян). В то время как злые твари являются плодом ее воображения и им свойственны черты «невидимых темных сил» — чудовищ, драконов. Звери Примаченко антропоморфны и при внимательном рассмотрении похожи на людей. Так, у многих из них длинные закрученные ресницы или дугообразные брови. Конечно же, добро всегда побеждает, и зло низвергнуто. Над миром расцветает яркое солнце — райский цветок со множеством лепестков, которые, как лучи, согревают мир.
Полную версию текста можно прочесть на birdinflight.com
С 13 апреля по 9 мая работы Марии Примаченко можно увидеть в экспозиции коллективного выставочного проекта «Чистое искусство» в Мистецькому Арсеналі в Киеве.