ГлавнаяКультура

​Дайджест главных мировых арт-событий: февраль

Политика, монументализм и новые технологии – именно эти тренды обещают стать основными векторами манифестации глобального арт-сообщества в ближайшее время. Уже в начале года эти тенденции в полной мере проявились в сфере визуального искусства.

LB.ua предлагает читателям дайджест самых интересных событий в мире искусства за февраль 2017-го.

Художники всего мира против Трампа и ксенофобии

Анри Руссо, "Спящая цыганка" (1897) и Заха Хадид, The Peak Project (1991) в МоМА
Фото: www.artnews.com
Анри Руссо, "Спящая цыганка" (1897) и Заха Хадид, The Peak Project (1991) в МоМА

Чувствительность к политическим событиям – один из важнейших маркеров актуального арт-процесса. В феврале 2017 года мировое арт-сообщество всколыхнул указ президента США Дональда Трампа о «защите нации от террористов», фактически запретивший пересекать американскую границу гражданам семи мусульманских стран. Естественно, что первыми на событие отреагировали представители Соединенных Штатов, культуру которых невозможно себе представить без эмигрантов.

Уже через неделю после подписания этого указа нью-йоркский Музей современного искусства МОМА заменил семь работ из своей постоянной коллекции на произведения художников – представителей «вражеских» стран. Теперь вместо картин Матисса, Пикассо и Пикабиа посетители музея смогут увидеть работы этнических иранцев: художников Маркоса Григоряна и Чарльза Хусейна Зендеруди, скульпторов Сиаха Армаджани и Парвиза Танаволи, видеохудожницы Талы Мадани и фотографа Шираны Шахбази, а также уроженки Ирака архитектора Захи Хадид и суданского художника Ибрагима Эль-Салахи. Информационные таблички к работам сообщают, что их авторы происходят из стран, гражданам которых теперь запрещено въезжать в США.

Вслед за МoМА, кампанию против политики Трампа поддержали более 200 влиятельных художников, руководителей музеев и арт-критиков разных стран – они объявили о старте масштабной акции «Руки прочь от нашей революции!».

Логотип акции
Фото: Facebook / Hands Off Our Revolution
Логотип акции

На своей официальной странице участники акции заявляют о необходимости противостоять с помощью искусства нарастающей риторике правого популизма. Первые выставки в рамках этой кампании должны состояться уже в марте. Среди участников протестного движения – художники Олафур Элиассон, Корнелия Паркер, Эд Руша, арт-критик Розалинда Краусс, галерист Ивона Блазвик, директор Тейт Модерн Фрэнсис Моррис и многие другие.

Аниш Капур жертвует $1 млн. премии Генезис на сирийских беженцев

Активную политическую позицию продемонстрировал один из приверженцев анти-трамповского арт-движения Аниш Капур, получивший четвертую премию Генезис, которая вручается ежегодно за развитие еврейской политики и культуры.

Британский скульптор индийско-еврейского происхождения Аниш Капур известен своими монументальными работами, в том числе – трехтонным мемориалом жертвам Холокоста для Лондонской либеральной синагоги, созданным в сотрудничестве с архитектурным бюро Захи Хадид.

Проект мемориала жертвам Холокоста
Фото: Malcolm Reading Consultants
Проект мемориала жертвам Холокоста

Капур уже заявил, что пожертвует свою премию на помощь 12.5 миллионам сирийских беженцев, оставшимся без дома. Неугомонный скульптор успел также высказаться и по поводу миграционной политики Трампа. Обыгрывая постер классика концептуализма Йозефа Бойса к его знаменитому перформансу «Койот: Я люблю Америку и Америка любит меня», посвященному конфликту коренных народов США с европейскими завоевателями, Капур создает свой постер с несколько измененной надписью: «Я люблю Америку, но Америка не любит меня». В комментарии к работе Капур завляет: «Наше молчание делает нас соучастниками политики исключения. Мы не будем молчать».

"Я люблю Америку, Америка не любит меня"
Фото: anishkapoor.com
"Я люблю Америку, Америка не любит меня"

Великая Мексиканская стена: возрождение духа мурализма

«Архитектурный проект» Трампа получил заслуженный резонанс, актуализируя в Мексике идею революционного потенциала искусства, присущую мексиканской монументальной живописи. По словам тихуанского муралиста Энрике Чиу, чем больше стена – тем больше места для творчества. Арт-критики уже называют работы, заполонившие поверхность стены вдоль американо-мексиканской границы, сиквелом к Мексиканскому мурализму 70-х.

Работа группы Indecline
Фото: Indecline
Работа группы Indecline

Новое протестное искусство показывает, как далеко народный язык художественного высказывания ушел со времен Берлинской стены. Помимо традиционных граффити, уличные художники сооружают многочисленные инсталляции, используя разнообразные «реди-мейд» объекты.

Несмотря на то, что стихийные уличные росписи в Мексике под запретом, полиция симпатизирует антиамериканскому пафосу настенной живописи и закрывает глаза на эту активность. Между тем, арт-дилеры уже готовятся обратить протест в деньги и предрекают, что вскоре Мексиканская стена привлечет именитых художников, и стоимость их работ перекроет миллиарды, потраченные Трампом на возведение границы.

Сити Холл в Гааге украсили огромными репликами Мондриана

Пример совсем другого, консервативного мурализма появился в Гааге: власти Нидерландов водрузили огромные реплики работ знаменитого голландского абстракциониста Пита Мондриана на здание гаагского Сити Холла. Таким образом правительство решило отметить столетие со времени образования голландской арт-группы «Де Стейл», подарившей миру новое художественное направление: неопластицизм.

Фото: EPA/UPG

Будучи одним из основателей группы, Мондриан заслуженно является предметом национальной гордости голландцев, бережно относящихся к своему наследию. Так, в 1998 году государство за 40 млн. долларов выкупило у американского медиамагната Сэма Ньюхауса последнюю и незавершенную работу Мондриана «Победа Буги-Вуги», и с триумфом возвратило ее на родину художника.

Опра Унфри заработала на Климте $ 62 млн.

Не менее показательной сделкой в арт-сфере стала продажа полотна австрийского символиста Густава Климта – дилеры уже назвали ее крупнейшей частной сделкой последних лет и образцовым примером инвестиций в искусство. Сделка стала результатом коммерческого таланта телеведущей Опры Уинфри, которую не даром сравнивают с царем Мидасом: на этой инвестиции она сумела заработать $ 62 млн.

Густав Климт. Портрет Адели Блох-Бауэр II, 1912
Фото: www.wikiart.org
Густав Климт. Портрет Адели Блох-Бауэр II, 1912

10 лет назад Опра анонимно купила работу Климта «Портрет Адели Блох-Бауэр II» за $ 87.9 млн., установив аукционный рекорд на работы австрийского художника. В то время такая цена казалась баснословной, и мало кто мог предположить, что за относительно короткий срок она вырастет почти в 2 раза. Опра не прятала свое приобретение, а напротив, активно демонстрировала его в музеях. Какое-то время полотно висело в МoМА, а затем попало на выставку в галерею Рона Лаудера – одного из главных коллекционеров Климта. Там картина экспонировалась рядом с «Портретом Адели Блох-Бауэр I», известным как «Золотая Адель» или «Австрийская Мона Лиза».

Адель была единственным человеком, чей портрет Климт нарисовал дважды – в 1907 г. во время своего «золотого периода», и через 5 лет, уже совсем в другой манере. Соседство двух портретов на выставке привлекло огромный интерес, поскольку самым очевидным образом демонстрировало развитие творческой манеры художника. В итоге китайский коллекционер выложил за картину $ 150 млн., а арт-диллеры восхищались Опрой за образцовую инвестиционную стратегию, которая доказала, что в наше время выставлять частные коллекции на публичное обозрение - не только гуманно, но и крайне выгодно.

Ретроспектива Дэвида Хокни в лондонской Tate Britain

Еще одним успешным примером публичной демонстрации частных приобретений можно считать самую масштабную в истории ретроспективу Дэвида Хокни, покрывающую 6 десятилетий его жизни. На выставке можно проследить всю арт-карьеру британского художника – от скетчей 60-х до последних, ранее не экспонировавшихся работ.

79-летний Хокни, оказавший огромное влияние на развитие поп-арта и фотореализма, считается одним из величайших ныне живущих художников в мире. Очень активный для своего возраста, Хокни принимал непосредственное участие в организации ретроспективы, в течение двух лет ведя переговоры с музеями, галереями и коллекционерами. В день открытия, пройдясь по залам, художник, с характерной британской сдержанностью, прокомментировал великолепие выставки: «А ведь я нарисовал довольно неплохие картины, не так ли?».

"Портрет художника (Бассейн с двумя фигурами)" на выставке в Tate Britain
Фото: EPA/UPG
"Портрет художника (Бассейн с двумя фигурами)" на выставке в Tate Britain

В своих работах Хокни преимущественно документировал окружавшие его места и людей – а потому ретроспектива выглядит почти как его интимный дневник, демонстрируя зрителям богемную жизнь Лос-Анджелеса 60-х и 70-х, путешествия художника по Йоркширу, его любовников и друзей. Кроме картин, на выставке можно увидеть и эксперименты Хокни с новыми технологиями: например, работы, созданные им с помощью айпада и айфона.

Выставка продлится в Тейт Британия до 29 мая. Ее уже назвали самой популярной за всю историю галереи – еще до открытия было распродано более 20 тыс. входных билетов.

В немецком музее нашлась неизвестная работа Рембрандта

Современные технологии помогают не только художникам, но и исследователям. Казалось бы, художники уровня Рембрандта уже давно исследованы, каталогизированы, и не стоит ожидать от них сюрпризов. Однако, во время работ по созданию цифровых копий коллекции брауншвейгского Музея герцога Антона Ульриха, директор заведения Томас Деринг обратил внимание на небольшой набросок собаки, выполненный мелком.

Автором скетча считался немецкий анималист Йохан Мельхиор Роос, много лет живший в Брауншвейге. Тем не менее, директор отметил, что стиль наброска не вполне соответствует другим работам художника. По особенностям штрихов скетч напомнил ему наброски, которые делал к своим работам Рембрандт.

Рембрандт ван Рейн. Набросок сидящей собаки
Фото: HAUM
Рембрандт ван Рейн. Набросок сидящей собаки

В новой атрибуции работы приняли участие два ведущих специалиста по знаменитому голландцу: Хольм Беверс, главный хранитель отдела голландских гравюр и рисунков в Государственном музее Берлина, и Питер Рулофс, куратор голландской живописи XVII века Рейксмузеума в Амстердаме. Исследователи единогласно признали изображение песика работой Рембрандта.

Животные, в том числе и собаки, нередко встречаются на полотнах Рембрандта – например, в его известной картине «Ночной дозор» (едва различимая собака в правом нижнем углу холста лает на барабанщика, выбивающего дробь). Однако находка имеет особую ценность уже потому, что сохранилось совсем немного анималистических набросков художника. Найденный рисунок будет экспонироваться в музее герцога Антона Ульриха с 6 апреля по 17 июля.

Ретроспектива Александра Гнилицкого в киевском Мистецьком Арсенале

Еще одна глобальная ретроспектива этого месяца – выставка «Александр Гнилицкий. Реальность иллюзии» - открылась на главной арт-площадке Украины, в музейном комплексе «Мистецький Арсенал». Подобно тому, как Хокни в 60-х навсегда изменил облик британского искусства, Гнилицкий в 80-х – вместе с рядом художников «новой волны» - обозначил разрыв с советской художественной системой и вывел украинское искусство на орбиту мировых арт-процессов. 

Несмотря на раннюю смерть (художник умер от рака в 2009 году), Гнилицкий несомненно успел завоевать признание вне родины: его работы находятся в частных собраниях и музеях по всей Европе, в 2007-м он представлял Украину на 52-й Венецианской биеннале в рамках коллективного проекта «Поэма о внутреннем море», а два года спустя его картина «Небо. Оленевская» ушла с молотка на аукционе Sotheby’s более чем за $40 тыс. В последние годы художник большую часть времени жил и работал в Мюнхене.

Фото: LB.ua

Гнилицкий был одним из наиболее разноплановых украинских художников и экспериментировал практически во всех жанрах современного искусства – от монументальных живописных работ до экспериментального видеоарта и кинетических скульптур в духе неодадаизма. Все это разнообразие стилей и жанров представлено в ретроспективе, которая стала третьей и наиболее полной персональной выставкой художника. В экспозиции присутствуют как самые ранние работы Гнилицкого конца 80-х, так и последние работы художника 2009 года, многие из которых публично не демонстрировались.

Ретроспектива логично продолжает «триумфальное шествие» Гнилицкого по главным музеям страны: в прошлом году его работы вошли в основную экспозицию Национального художественного музея Украины, а также составили значительную часть экспозиции “Паркоммуна: Место. Явление. Сообщество” в PinchukArtCentre. 

По словам куратора ретроспективы Александра Соловьева, эта выставка является скорее документом, чем арт-проектом, поскольку не просто описывает творческий путь художника, но также дает масштабное понимание контекста, в котором он осуществлялся. Художественную часть ретроспективы сопровождает широкая публичная программа: 5 марта в Арсенале состоится дискуссия с участием искусствоведов и художников, лично знакомых с Гнилицким, а 7 марта арт-центр Closer представит лекцию Александра Соловьева, который пообещал показать работы художника, не вошедшие в ретроспективу.

Выставка продлится до 26 марта.

Ксенія БілашКсенія Білаш, редакторка відділу "Культура"
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram