Collegium Fest| Зимний сезон
Когда: с 10 по 26 декабря
Где: Львовская областная филармония, театральный центр «Слово и Голос», храм Святого Лазаря
Самые активные львовские пропагандисты классической музыки, регулярно взбадривающие родной город интересными концертами на всех возможных больших и малых сценах, просветительскими лекциями, монографическими циклами и марафонами, подготовили отличный зимний фестиваль. Подхватив эстафету главного львовского фестиваля современной музыки «Контрасты», организаторы совместили в программах шедевры классики с новой и новейшей музыкой. В числе ближайших концертов – сольный проект виолончелиста Золтана Алмаши, в который вошли подчёркнуто напевные образцы новой музыки, в противовес её худой славе как жесткой, рваной и немелодичной. Помимо украинской песни песней – «Мелодии» Мирослава Скорика – сюда войдут сочинения итальянского мистика Джичинто Шелси, живого украинского пророка Валентина Сильвестрова, львовского автора Любавы Сидоренко и композиции самого Алмаши.
Точно не стоит пропускать и совместный электроакустический проект Максима Шалыгина и Алексея Ретинского, исследующий природу сна. Модератором сновидений выступит бывший донеччанин Александр Сушинский, сделавший для Львова много умных и полезных вещей.
Полная программа фестиваля на сайте Collegium Musicum.
Вечер музыки Бетховена
Когда: 10 декабря, 18:30
Где: Хмельницкая филармония
245-летие со дня рождения Людвига ван Бетховена в Хмельницком отметят концертом с участием двух первоклассных львовских пианистов – Оксаны Рапиты и Мирослава Драгана. Эти музыканты способны великолепно создавать атмосферу торжества, подобающую моменту и бетховенскому духу. К тому же в программу вошли самые величественные инструментальные концерты.
Первый – Концерт для фортепиано с оркестром №5 с подзаголовком «Императорский». Произведение это посвящено эрцгерцогу Рудольфу Австрийскому, покровителю и ученику Бетховена, а его премьеру в 1812 году осуществил другой бетховенский ученик – хорошо известный любому ученику ДМШ автор ненавистных этюдов и упражнений, пианист-виртуоз Карл Черни. Может, этот факт слегка утешит школьников – Черни тоже доставалось от его учителя, вдобавок, во время премьеры самовольный ученик позволил себе приукрасить сочинение наставника собственными импровизациями. Бетховен прокомментировал эту самодеятельность сухо и колко: «Дорогой Черни! Сегодня я не могу Вас видеть, завтра я сам приеду к Вам для разговора. Я вчера не смог сдержаться, был очень огорчен, что так вышло, но Вы должны простить автору, если он предпочел бы услышать произведение именно таким, каким он написал его, хотя бы даже его играли так хорошо, как Вы это, кстати сказать, сделали». Тем не менее, публика была в полном восторге, хотя критики и ныли, что пьеса слишком затянута.
Второе произведение вечера – фортепианное переложение знаменитого Скрипичного концерта. В отличие от фортепианного, его премьера не была успешной, хоть и обросла легендами. Первая из них – что Бетховен завершил сольную партию прямо перед концертом, поэтому скрипач читал некоторые фрагменты с листа во время выступления. Вторая – что исполнитель отплатил композитору той же монетой, по ходу концерта перевернув скрипку вверх тормашками.
Александр Цымбалюк, Тарас Штонда и Сергей Магера в опере «Борис Годунов»
Когда: 11 декабря, 19:00
Где: Национальная опера
Опера, которую называют «парадом басов», сведёт на одной сцене трёх лучших отечественных обладателей этого голоса в расцвете сил и творческой карьеры. Старца Пимена сыграет Сергей Магера, беглого монаха Варлаама – Тарас Штонда, а царя Бориса – Александр Цымбалюк. Как бы вокалисты не расшаркивались друг перед другом, на сцене будет настоящая битва супертяжеловесов. Кроме всего прочего, Штонда уже больше десяти лет поёт Годунова на ведущих оперных сценах, а Цымбалюк привык к другой редакции оперы – первоначальной авторской, которая более популярна в Западной Европе.
В Национальной же опере «Борис Годунов» идёт в редакции Римского-Корсакова, которая мало того что принципиально отличается от первоначальной версии Мусоргского, так ещё и заточена под высокий бас-баритон, заставляя вокалиста выкладываться до полного физического и эмоционального истощения. Словом, Цымбалюк, которого уже не раз приглашали исполнить гимн перед боем Владимира Кличко, в этот раз сам окажется на арене.
Это второе выступление одного из лучших басов современности на киевской сцене, и первое – в центральной партии.
Kyiv Contemporary Music Days
Когда: с 11 по 21 декабря
Где: девять разных площадок Киева и Львова
Кажется, еще ни одного фестиваля новой музыки у нас не ждали с таким нетерпением. Kyiv Contemporary Music Days – волонтёрский проект, инициированный украинским композитором и пианистом Альбертом Сапрыкиным и его австрийским ансамблем, неожиданно разросшийся в огромный зрелищно-образовательный цикл из 16 концертов и лекций. По сути, всё началось с того, что для квартета Kroiser Ensemble с временной пропиской в австрийском общежитии толком не было репертуара. Потому-то японский скрипач Джуниа Макино, португальский гитарист Францишко Мораиш Франко, сербский кларнетист Дарко Хорватич и, собственно, Альберт Сапрыкин решили объявить Call for Scores, т.е. предложение написать для этого необычного состава инструментов. Это вызвало определённый ажиотаж в композиторских кругах, и – внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – через идею проведения нескольких концертов этого квартета переросло в полноценный музыкальный форум, организованный по лучшим европейским лекалам.
В фестивале также примут участие украинский ансамбль Sed Contra, камерный оркестр Armonia Ludus под управлением Михеила Менабде, польский виолончелист и композитор Томаш Скверес, австрийский гитарист и композитор Агустин Кастилла-Авила и отечественный пианист Антоний Барышевский. Помимо 11 концертов состоится 5 лекций композиторов – немца Михаэля Кёлля, португальца Жайми Рейса, россиянина Сергея Невского и уже упоминавшихся Томаша Сквереса и Аугустина Кастиллы-Авилы. Организаторы уверяют, что лекции будут интересны и полезны как профессионалам, так и неофитам.
Полная программа фестиваля на сайте Kyiv Contemporary Music Days.