Миссия культуры во время кризиса
Первая дискуссия 3-го Конгресса культуры Восточного партнерства, в которой приняли участием член правления Европейского музейного форума Михаил Гнедовский и директор Relais Culture Europe Паскаль Брюне, модератором выступила украинская журналистка Оксана Форостына. Мы приведем некоторые тезисы одного из спикеров, которые показались нам наиболее интересными.
Михаил Гнедовский: Кризис – это не только драматические события, кризис можно понимать и как позитивную вещь. Человеческая личность развивается посредством переживания личных кризисов.
Кризис – это шаг к развитию, к чему-то новому.
В 30-ые годы в США, во время Великой депрессии родилась одна из самых влиятельных художественных форм – свинг. Это была определенно инновационная вещь в культуре, но на ее фоне был глубокий экономический кризис и депрессия. Поэтому иногда во время кризиса могут родиться действительно неожиданные новые вещи.
Мы живем во времена глубоких изменений. Один из кризисов, которые мы пережили на своем веку – это развитие постиндустриального общества. Еще одна революция, которая до сих пор продолжается, – цифровая, революция коммуникаций. Являются ли они разными аспектами одного кризиса, или это два разных кризиса? Я не знаю. Гендерную революцию можно тоже причислить к кризисам. Человечество переживает кризис за кризисом. Мы оглядываемся на 40 лет назад и понимаем, насколько изменилась наша жизнь.
В культуре всегда присутствуют два компонента: память (традиции, наследие) и эксперименты (инновации). Когда мы говорим о генетике, например, мы говорим о генетической памяти и, вместе с этим, о мутациях, которые развивают вид. То же самое и в культуре. Очень часто люди говорят о культуре, имя в виду только один ее компонент, поэтому те, кто говорит исключительно о традиция, не понимают тех, кто говорит об инновациях. Но традиционализм и инновации – это две части одного целого.
Мы нуждаемся в мультикультурализме, чтобы выжить, как вид.
Наше культурное наследие - это важная часть разнообразия. Мы должны реинтерпретировать наследие для каждого нового поколения - это единственный путь сделать его частью современной культуры, сделать его материалом для построения будущего.
Когда мы говорим “постиндустриальный” – мы говорим, что индустриальная эра, культура, общество закончились. Но нечто новое приходит, или находится в процессе, поэтому мы и называем его пост- – у нас нет еще нового слова для новой эпохи.
Роль государственных медиа в промоции культуры
На обсуждении речь шла, прежде всего, о том, могут ли передачи о культуре на ТВ быть рейтинговыми и может ли культурная статья собрать больше просмотров, чем фотографии котиков. И о том, как привлечь широкую аудиторию к культурному продукту в СМИ.
Катерина Ботанова, критик, редактор раздела “Культура” на “Украинской правде”: Люди, которые производят культурный продукт, считают, что он будет интересен сам по себе, – они не рассчитывают, что им придется перевести его на разные языки для разных аудиторий. Но нужно учиться это делать и не считать общение с разными аудиториями падением с некой высоты.
Чтобы зритель начал смотреть культурные программы, нужно время. Нужно разнообразие, чтобы те, кто хочет, смотрели классический концерт, кто хочет - Поплавского, кто хочет - слушал Onuka.
Это вызов – научиться рассказывать о культуре интересно и доступно. Если на Майдане проходит концерт I, Culture Orchestra, нужно рассказать читателю или зрителю, что это за оркестр и почему его выступление важно.
Художественный продукт нуждается в истории о нем.
(В ответ на вопрос о том, можно ли внедрить в Украине британскую модель кооперации между общественными и коммерческими каналами) Давайте не будем копировать британскую модель развития культуры, телевидения и так далее. Эта модель базируется, в первую очередь, на большом общественном доверии, которого у нас нет.
Государство – это, прежде всего, инструмент.
На панельной дискуссии стало известно о том, что канал “Культура” будет ликвидирован – на его место придет канал UA: Культура.
Зураб Аласания, директор Национальной телерадиокомпании: Вообще готовится к запуску не только эта “кнопка”, а семь новых “кнопок”. Полтора года происходит слияние компаний.
Никакой роли государственных СМИ в культуре нет - это ложная формулировка темы панели. У общественных СМИ может быть эта роль.
Культура сейчас заменяется министерством культуры. Вместо культуры у нас есть какой-то министр или министерство, которые что-то заказывают и это “что-то” потом появляется в государственных медиа. Это не культура, потребителю это тоже неинтересно.
Культурного продукта должно быть очень много. Сердючка - это ведь тоже часть нашей культуры.
Общественное вещание зависит от общества.
Если мы сравним канал Арте и Дискавери - у дискавери в сотни раз больше рейтинги, у CNN - еще в три раза больше.
На государственных телекомпаниях - долги, люди не хотят работать, ситуация катастрофическая.
Поэтому государство – плохой менеджер, оно существует только для того, чтобы ломать нас об колено. Но без него невозможно.
Есть определенный процент рейтинга, выше которого культурная программа не прыгнет. Чернуха все равно соберет больше аудитории, чем что-либо.
Сегодня очень много каналов информации, мы не успеваем ее воспринимать. А в Японии, например, – всего пять общественных каналов, им больше не нужно.
Наши каналы не имеют такого уровня доверия, чтобы их смотрело много людей. Хочется надеяться, что общественное вещание станет таким.
Сергей Кейн, шеф-редактор “Громадське. Культура”: Культура – не слабая и ее не нужно защищать. Культура классная, вопрос только в том, как к ней относиться.
Концерт на Майдане – насаживание культуры массовому зрителю.
Все считают, что нужно идти на поводу у аудитории. Люди просят условную “чернуху”, потому что мы им это даем.
Успешное культурное медиа
Панель, которую модерировала критик и журналист Ирина Славинская, была посвящена опыту украинских культурных СМИ или разделов “Культура” в больших изданиях. В дискуссии приняли участие культурный обозреватель Йон Маковей из Молдовы, один из создателей сайта Культпростір Александр Стасов и Катерина Ботанова, редактор раздела “Культура” в “Украинской правде”.
Йон Маковей: Когда в нашу газету приходят практиканты, они хотят в раздел “Культура”, потому что думают, что культура – это самая легкая тема.
Одно из важных условий - тот, кто пишет о культуре, должен потреблять культуру. Труднее всего донести до людей, что культура - это интересно.
Если я говорю о культуре в Молдове - это культура в столице.
Газета - это ограниченные возможности, основывается на слове, многое зависит от того, как ты пишешь.
Катерина Ботанова: Время печатных СМИ - это счастливое время, потому что нет ежеминутного давления такого фактора, как посещаемость статей или новостей. С одной стороны, статистика – это полезный инструмент: редактор сразу знает, как читатели реагируют, а с другой стороны – это топор, который отрубает все твои мечты и планы, как редактора.
2010 год - это нижняя точка, с которой началось движение культурных СМИ и текстов про культуру. Стало больше событий, людей, лекций и так далее.
В “УП. Життя” три самых читаемых материала за последнее время – это статья о комбате Денисове, новость о домашних любимцах и о смене логотипа Google. Но я не уверена, что материалы в разделе культуры должны конкурировать с текстами про комбата Денисова. Это реалии, в которых мы существуем.
Александр Стасов: В 2013 у нас появилась идея собрать культурное сообщество вокруг некой платформы, где разрозненные группы художников могли бы высказывать свое мнение. Тогда это было очень важно.
Мы решили создать электронное СМИ, которое стало бы и информационным сайтом, и дискуссионной площадкой.
Новости культуры приносят хороший траффик, просто сейчас мы живем в условиях войны, поэтому не можем показать результаты, которые могли бы показать в мирное время. У нас есть материалы, которые собрали более 70 тыс просмотров - это текст Саши Кальцовой “Прокрутіть цю пісню по радіо”.
Культурная дипломатия
На панели, посвященной культурной дипломатии, представители Минкульта рассказали о проекте Украинского института Тараса Шевченко – института, который занимался бы продвижением украинской культуры за границей.
Замминистра культуры по евроинтеграции Андрей Витренко заявил, что в скором времени ожидается принятие правительственного акта, который даст старт институту.
Александр Буценко, Институт культурных исследований: В 2008 году Кабмин утвердил список из 27 информационных центров при посольствах Украины за границей. Сейчас работает 19, но как они работают - это отдельный вопрос. Мы проводим проверку.
Задача Украинского института – это объединения всех возможностей, которые уже существуют.
Анастасия Гайдукевич, культурный активист: Общественные организаии проанализировали свой опыт общения с государственными институциями. Этот опыт на самый лучший.
Как правило, от госучреждений можно ожидать чрезмерную забюрократизированность процессов. Но общественные организации очень сильно отличаются от государственных - горизонтальная организация плохо воспринимает директивы, спущенные сверху.
Мы проанализировали статьи об Украине в иностранных СМИ.
Иностранные читатели больше всего интересуются новостями из Украины в области спорта. На втором месте – культура, а уже потом война.
Но у нас нет своих журналистов, которые работали бы за границей от имени Украины. Это провал в культурной политике.
Теоретически, этот провал могут компенсировать сообщества украинской диаспоры за границей. Они приносят свои готовые проекты в дипломатические учреждения, но они чаще всего остаются на бумаге нетронутыми.
***
Конгресс культуры Восточного партнерства продолжает свою работу – 5 сентября во Львове обсудят стратегию культурной политики, инновации в культуре, роль искусства, цензуру и другие вопросы. Кроме того, все ждут лекцию Михаила Саакашвили на тему важности культуры.