В отличие от прошлогодней выставки “По версии Forbes”, которая проходила в Музее “Духовные сокровища Украины” (что бы это ни означало) и предлагала современным художникам поработать с образами постоянных героев журнала, в этом году проект выбрал тему, с одной стороны навеянную текущими событиями, а с другой - предельно неочерченную и общую.
“Новая украинская мечта”, открывшаяся на прошлой неделе в стенах "Мистецького Арсенала", - не более чем очередная попытка искать то-не-знаю-что. Как и в случае с новым украинским романом, героем, архетипом, поиски эти, почти всегда топорные и ангажированные, заканчиваются констатацией отсутствия не только чего-то нового, но и старого. И в этом порой куда сложнее признаться, чем скатиться в яму самоповторов, хохм и дешевого аттракциона, как это раз за разом случается с проектами подобных амбиций.
На поиски новой украинской мечты куратор Александр Соловьев снарядил 40 участников, среди которых есть как признанные классики современного искусства, так и менее известные художники. Учитывая уже упомянутую расплывчатость темы, совершенно логично, что большая часть работ с темой этой вяжется лишь отчасти, с большой стилистической натяжкой. Так, например, значительное место в проекте занимают рефлексии на тему отдыха на морском побережье, вероятно, согласно кураторскому замыслу, обретшие особое прочтение в свете последних событий.
Наиболее интересными же были работы, которые к событиям этим отношения не имели. Сюда можно отнести видео-инсталляцию Ильи Чичкана, в которой художник предстает в образе гуцула-гольфиста, вместо клюшек использующего топорики-бартки. О проекте-утопии - самом большом транспортном самолете в мире - рассуждает Добрыня Иванов в своей инсталляции “Маленькая мечта”. Упоминания также заслуживает инсталляция “Запах хлеба” группы Йод, представляющая собой буквально запах неопознанного хлебо-булочного изделия в отсутствии самого объекта запаха.
Остальные высказывания в большинстве своем воспринимаются вторично. Грабли Алексея Сая, Лилу из “Пятого элемента” с украинским паспортом Ильи Psyfox, голова с нимбом на всю стену Евгения Чернышова - все это смотрится весьма наивно, и в лучшем случае служит удачным фоном для фотографий. Работы же Ройтбурда, Савадова, Тистола, Маценко и прочих мэтров, выглядят так, как будто были выбраны исключительно для придания проекту веса и легитимности. Судя по тому, что получилось, гораздо логичнее было бы сделать очередную для последнего времени, и тем уж точно безынтересную, выставку в духе “открыток с Майдана” и прочих невнятностей о единой Украине. Тема новой мечты, утопии, эволюции надежд и желаний - гораздо изящней и шире, чем того требует PR-выставка делового издания.
Тем не менее “Новая украинская мечта” - проект довольно симптоматичный и многое говорит как раз о мечтах, надеждах и желаниях организаторов. О тщетной мечте заслуженного куратора сохранить статус independent curator-in-residence при монструозной институции. Мечте о самой институции - месте, где биеннале, книжная ярмарка, светские тусовки и прочее великое и величественное сливаются в единую пелену, способную сокрыть невежество, непрофессионализм и череду непоправимых репутационных катастроф своего провального руководства. Ну и наконец мечты некогда респектабельного журнала о выходе из собственного замкнутого круга репутационной неопределенности. Но это все - частные и по большей части утопические мечты, а формулировка мечты коллективной, если и необходима, то потребует более глубокого осмысления и четких высказываний.
Выставка проходит в «Мистецьком Арсенале» до 20 июля.