ГлавнаяБлогиБлог Уте Кильтер

Наблюдение европейца: состояние культуры и обусловило ситуацию на Востоке Украины

Поскольку моя поездка на «Манифесту» состоялась благодаря содействию австрийских арт критиков, то признаюсь, что одной из целей было взять интервью у Хервига Хёллера. Именно на примере его деятельности легче всего пояснить отличие «искусствоведа» от арт критика.

Фото: Предоставлено автором

Когда я в очередной раз пытаюсь объяснить, что я НЕ искусствовед, а арт критик и что предметом моего профессионального интереса является социальная философия искусства, люди немеют. Я продолжаю: для меня красота или, тем паче, духовность не являются критерием оценки. Моим профессиональным интересом являются объекты, проекты в которые «впаяна» действительность, именно это время.

Австрийский арт критик Хервиг Хёллер, он досконально владеет русским, многажды приезжал не только в столицу нашей Родины, но и в Одессу. Приезжал он и во время Майдана, затем Антимайдана. Встретив его 1-го мая в Одессе, я поразилась: поскольку испытываю серьёзный интерес ко многим аспектам жизни общества и страны, политике, - но не могу себе позволить заниматься этим, а Хервиг взялся собрать для агенства «АРА» (Austrian Press Agentur) сведения, наблюдения, настроения.

Хервиг Хёллер:

В Донецке был 2 раза, 16-17 марта и 8 апреля (после захвата) Я не занимаюсь войной, у меня нет бронежилета. Но есть знакомые из числа арт «тусовки», из университета, интеллектуалы, из того же центра «Изоляция». Вожу знакомство с тамошними краеведами, хотя краеведческой литературы практически нет. А краеведческие исследования практически не ведутся. Люди имеют смутное представление и о своём крае, и об Украине в целом.

Жители Донецка в целом имеют вид захудалый. Выделяются сынки nouveaux riches (нувориши), но и они одеваются в грубые кожаные куртки, хотя ездят в Европу (свободно и часто!), имеют обыкновение сидеть в супер (-неоправданно) дорогих ресторанах. Время словно застыло, времён 90-х, времён парвеню (выскочек). «Чо, неужто как пидоры одеваться, выпендриваться?», - рассуждают они. Там даже хипстеров нет.

Был атакован в ответ на простой такой вопрос: «Зачем Вы фотографируетесь на ФОНЕ русского флага», - крайне неприятная ситуация была, там была агрессия, ненависть даже. Даже стало довольно страшно.

Н-да, после захвата заходил в мэрию, ну, как представитель «АРА» (Austrian Press Agentur), так вот там, на довольно невинный вопрос: «Вы это серьёзно?» ко мне подошёл человек с ружьём, настоящим и это внутри мэрии!

(Я удивлена, что он удивлён)

Но в Луганске положение дел намного хуже! Там в центре города стоит памятник Ворошилову! Я не буду говорить о том, что там нет ни галерей, ни каких-либо «Центров искусств», там нет художественных институций как таковых. Т. е. творческой жизни нет вообще (?!). Экспозиция Краеведческого музея ОСТАЛАСЬ неизменной с 70-х годов! Абсолютно! Это некое мёртвое место, - оно, якобы есть, но там пусто. Для них история осталась та же, что и во времена Брежнева! Времён СССР!

(Меня заинтересовало: почему столь важно краеведение?! Тем самым Хервиг ввёл в сферу моего научного интереса отдельное направление).

Там, к примеру, бытует выражение: «Третье нашествие Европы»(!).

У. К. Wow! НАШЕСТВИЕ?! ЕВРОПЫ?!

Там не было ВОВСЕ обсуждения истории СССР, роли КГБ, коммунизма как системы, именно в Луганске нет места и нету современного искусства

(У. К. Как это ВОЗМОЖНО?!).

Они постоянно вворачивали выражение «Юго-Восток», не имея ни малейшего представления о том, что же такое Юг Украины.

В Луганске имел место чистой воды экстремизм: мне угрожали, просто так, разбить фотокамеру за фотографирование. Однако, мне удалось «пообщаться» с лидером тамошних титушек, по крайней мере выслушать его. Общее ощущение, что и в Луганске, и в Донецке расцвёл бандитизм, обыкновенный такой себе бандитизм.

У. К.: как в 20-ые годы прошлого века.

Харьков, в определённом смысле – оплот интеллектуальной жизни. Интересно, неужто длится память «Первой столицы», а может и фактор университета сказывается.

В Историческом музее Харькова имеется раздел «Розстріляне Відрождення», были публикации.

И не нужно забывать, что именно Харьков породил феномен «Харьковской фотографии», ряд имён европейской значимости, там были «квартирники» (подпольные выставки). А Сергий Жадан, по моему скромному мнению, достоин Нобелевской премии в области литературы.

В Харькове снесли памятник Ленину! Планируют памятник «Небесной сотне».

Но ведь это же очевидно, что вопрос вовсе не в языке, это цивилизационный вопрос! Непонятно, что означает стремление стать «новороссом», это – малороссом или что?

У. К.: Знаешь, в своё время (2006-2007 году) я создала цикл своей ТВ передачи «Ситауция УТА», который был посвящён теме «Быть арт критиком», их было 7, но там у меня не было возможности расспрашивать украинских (киевских) арт критиков о том, что ЕЩЁ входит в сферу их отдельного, специального интереса. Ты мне очень помог, даже подсобил.

Кстати, именно благодаря Хервигу Хёллеру уважаемый журнал «Springerin» вышел НА ОБЛОЖКЕ с графическими работами Никиты Кадана, а текст, прям кириллицей, и обозначен: «ISTM. Iнiциатива самозахисту мистецтва».

Уте Кильтер Уте Кильтер , Situations UTE
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram