Кто-то скажет: ситуация с “Шахтой” была иная - там была украинско-эстонская ко-продукция, яркая политическая подоплека (фильм - о нелегальном детском труде на копанках), фестивальный, а не прокатный, показ, и т.д. И будет прав. История с “Шахтой №8” - дичайшее проявление несовершенства украинской киноиндустрии, и гораздо больнее ударила по репутации украинских кинематографистов, чем ситуация с “Украинскими злыми”.
Но вместе с этим, причина обоих скандалов в одном: в обладании Государственным агентством по вопросам кинематографии авторскими правами на фильмы, которые оно производит. Вернее, не производит, а финансирует. Вернее, не финансирует (финансируют налогоплательщики, если уж на то пошло), а распределяет государственные средства.
Міністерство культури України та Держкіно України включають кінопроекти до «Програми виробництва та розповсюдження національних фільмів», базуючись на порадах експертів. Після цього обов’язковою є перевірка можливості їх виробництва та надання їм державного фінансування
— Екатерина Копылова, глава Госкино Украины
В прошлый раз Госкино через продюсера Елену Фетисову распорядилось снять с показа “Шахту №8”. Режиссер фильма Марианна Каат была в шоке: она никогда с таким не сталкивалась, до Украины фильм показали на десятках фестивалей, а в Эстонии он даже вышел в прокат. Елену Фетисову, очевидно, тоже поставили в неудобное положение: но у Фетисовой на носу - большая премьера “Параджанова”, в преддверии которой ссориться с украинскими государственными спонсорами ну никак нельзя.
Ситуация с “Украинскими злыми”, судя по тому, что известно на данный момент, следующая.
28 марта состоялась премьера альманаха в кинотеатре “Жовтень”, во время которой продюсер сборника, Денис Иванов, заявил, что это - первый и последний сеанс “Злых”, хотя конкретно в "Жовтне" их собирались показывать два раза в день.
Сегодня уже выяснилось, что альманах решили снять с проката во всех кинотеатрах.
Началось все с большого проекта, который назывался “Украина, гудбай!” - о нем объявили еще в ноябре 2011 года на большой и красивой пресс-конференции, где все говорили о прорыве украинского кино и больших надеждах. В рамках проекта было снято 25 фильмов, большая часть которых получила госфинансирование.
6 короткометражек вошли в одноименный альманах, который вышел в прокат в ноябре 2012 года. Дистрибьюторы (они же - производители), компания “Артхаус Траффик”, считают, что альманах прокатился не очень хорошо - собрали около 70 тыс. гривен. Часть фильмов ездила на зарубежные кинофестивали. В частности, с легкой руки российских кинокритиков, поколение молодых украинских кинорежиссеров назвали “украинскими злыми”.
По всей видимости, чтобы закрепить этот результат, в “Артхаус Траффике” решили выпустить в прокат еще один альманах - под названием “Украинские злые”. Туда вошло 8 фильмов, три из которых, согласно информации на сайте Госкино, были профинансированы государством - “Гауди”, “Да поеду!” и “Без ГМО”. О том, что альманах выходит в прокат, знали все, в том числе, и Госкино, на чьем сайте имеется соответствующая новость:
Причина, по которой “Украинских злых” решили убрать из кинотеатров в первый же день проката - недоразумение, возникшее из-за авторских прав. Денис Иванов заверяет, что конфликта с Госкино нет. Единственная причина, как мне рассказала представитель "Артхаус Траффика", - нежелание Госкино показывать фильмы, которые сняты за государственный счет, в одном сборнике с фильмами, снятыми без господдержки. Очевидно, Госкино стесняется показывать “свои” фильмы с “не своими” в одном сборнике.
В комментарии “Украинской правде” Денис сказал, что претензии Госкино к альманаху касались фильмов, которые Артхаус Траффик взял из проекта “Украина, гудбай” и вставил в другой проект - “Украинские злые”. “То есть, единственный конфликт - в подходе, - сказал Иванов. - Суть в авторских правах, а не в цензуре”.
Но штука в том, что в альманах “Украинские злые” вошли фильмы, которые были сняты в рамках проекта “Украина, гудбай”, но не были профинансированы государством. Это, например, фильм Владимира Тихого “Гамбург”. Следовательно, Госкино не имеет права предъявлять претензии к этому фильму. Следовательно, речь идет о надписи “За підтримки Державного агентства з питань кіно”, идущей перед вступительными титрами.
Разделять сборник на две отдельные части в "Артхаус Траффике" сочли нецелесообразным, тем более, по предыдущему опыту знают: кассовых сборов у альманаха будет немного. Решили, мол, не заморачиваться, снять альманах с проката и выложить все в интернете - так больше народу посмотрит.
Все бы, конечно, хорошо и логично выглядело, если бы только самая ситуация не выглядела такой, мягко говоря, странной. Фильмы сняли с проката в первый же день. Не отменили прокат за день до, хотя такая возможность была (сюрпризом для Госкино “Украинских злых” никак не назовешь), не убрали из альманаха фильмы, к которым Госкино предъявило претензии, заменив их другими (благо, фильмов в рамках “Украины, гудбай!” было снято предостаточно), а просто сняли альманах с проката.
Напрашивается вывод: “Украинских злых” сняли не из-за фильмов, созданных за государственный счет (которых было три из восьми), а из-за чего-то другого. Первое, что бросается в глаза: фильм “Красивая женщина” Алены Алымовой, главная героиня которого влюбляется в портрет президента Украины Виктора Януковича.
Видимо, кому-то не понравилось, что Виктор Янукович может быть объектом для независимого фильма. Ну еще бы. Виктор Федорович может быть только героем пафосных книжек и благостных од про покращення.
Впрочем, Денис Иванов, продюсер короткометражек из “Украинских злых” отрицает тот факт, что альманах подвергли цензуре. Нет, это даже не цензура - цензуру можно хотя бы диагностировать и бороться с ней доступными методами. Это - удар ломом по зубам “украинских злых”. А против лома, как говорится, нет приема.
Скоро на всех торрентах страны.