Тут даже не имеет значения кто ты – болельщик, волонтёр, организатор или простой смертный – отдых понадобится всем. Кто мог, уехал раньше, остальным врачи настоятельно рекомендуют уже в ближайшее время попытаться сменить обстановку. Хотя бы на день-два, а лучше на недельку и даже другую. Благо, возможностей нынче для этого сколько угодно. Можно съездить близко, за город, а если ресурсы позволяют, то и далеко, за море-океан - не вопрос. Турпоездками сейчас кого удивишь.
А ведь так было далеко не всегда. Вы, может, и не знаете, но в начале XIX века даже слова такого - «туризм» ещё не существовало! Потому что и самого туризма не было. Что, не верите?..
Ладно, тогда скажите мне, знакома ли вам фамилия - Кук?
Интересующиеся отечественной историей, конечно, сразу же вспомнят про нашего Кука, Василия Степанович — генерала-хорунжего УПА, после смерти Романа Шухевича весной 1950 года, занявшего должности Главы Генерального секретариата и Главного Командира УПА.
А обожатели Высоцкого на вопрос о Куке зададутся встречным вопросом:
«Но почему аборигены съели Кука?
За что - неясно,- молчит наука».
Имея в виду Кука, Джеймса: английского путешественника, картографа, открывателя новых земель, отца шестерых детей, погибшего от рук гавайских аборигенов 14 февраля 1779 года - аккурат в День всех влюблённых.
Вспомнят, возможно, даже, не всем известного, Авраама Ицхака Кука — раввина, создателя религиозного сионизма. Да мало ли!..
Но был ещё один Кук, Томас, имя которого до сих пор знакомо едва ли не каждому бывшему гражданину СССР, прочитавшему в детстве хрестоматийное стихотворение поэта Самуила Маршака «Мистер-Твистер». Помните?
«Есть за границей контора Кука. Если вас одолеет скука И вы захотите увидеть мир — Остров Таити, Париж и Памир, — Кук для вас в одну минуту На корабле приготовит каюту, Или прикажет подать самолет, Или верблюда за вами пришлет, Даст вам комнату в лучшем отеле, Теплую ванну и завтрак в постели. Горы и недра, север и юг, Пальмы и кедры покажет вам Кук».
Вот именно этот Кук нам сегодня и нужен! Футбол закончился, теперь – отпуска! Каникулы! Отдых!.. Да и годовщина одного весьма знаменательного события тоже не за горами - 5 июля…
Но давайте по порядку. Родился, значит, этот самый Томас Кук в далёком 1808 году в небольшом английском городке Мельбурн.
С 14 лет Томас начал работать. Вначале столяром. Но быстро увлёкшись здравыми идеями воздержания, в 18 лет примерный юноша стал проповедником, в 20 - баптистским священником, а в 25 принимает на себя нелёгкий обет трезвости и объявляет бескомпромиссную войну расплодившимся в округе злостным и вульгарным пьяницам.
Что существенно облегчало его работу, так это набожность местного населения, собственная вера в Бога и то, что чтение во всех слоях английского общества тогда почиталось делом достойным и престижным. Ну, время такое было!.. Кроме того, в обществе без конца циркулировали различные идеи об улучшении участи низших классов. Так что баптистский священник Томас Кук решил бороться с распространяющимся в округе алкоголизмом и табакокурением не только словом Божьим, но и посредством внесения в массовый быт элементов культурного досуга.
Откровение снизошло на 33-летнего святого отца в 1841 году по дороге на работу в городок Лестер, где он служил ещё и секретарём Общества по улучшению общественных нравов. Увидев только недавно появившийся, пышущий жарким паром и дымом паровоз, молодой священник неожиданно понял, что такое чудо техники, как железная дорога, можно эффективно использовать для пропаганды здорового образа жизни!..
Немного поразмышляв, Кук придумывает необычный ход: он решает, в пропагандистских целях, отвезти своих уже многочисленных "друзей трезвости" на познавательную экскурсию в близлежащий городок Лафборо именно на поезде.
Оставалось только договориться с железнодорожниками. Друзья и сочувствующие предрекали ему неудачу. Пассажирские перевозки считались невыгодными, и их было совсем немного. Ведь комфортабельным подобное путешествие можно было назвать только с большой натяжкой: паровоз время от времени сходил с рельсов, а стандартный пассажирский вагон скорее напоминал обычный автобус без крыши, ещё и со стоячими местами, постоянно накрываемыми летящими из паровозной трубы клубами чёрного дыма и угольной копоти...
Но Кук был настолько увлечён родившейся идеей, что сумел, как настоящий проповедник, убедить хозяев местной железнодорожной компании не только предоставить ему специальный поезд для «безалкогольной» поездки 570 рабочих, активистов Общества трезвости, по живописному маршруту между городами Лестер и Лафборо, но и, в качестве эксперимента, даже снизить цены на поездку - «куковский» экскурсионный билет стоил всего одну треть от стандартного. Но зато покупал он их сразу очень много!
И вот, в урочный час, в Лестер на вокзал пришло - две тысячи человек!.. Никто и близко не ожидал такого! Это был уже успех, не смотря на то, что затолкать в девять открытых вагонов удалось только около пятисот человек. В дороге счастливых экскурсантов угощали чаем и бутербродами с ветчиной. Потом, в ожидании обратного поезда, народ играл у вокзала в крикет, танцевал и слушал лекции членов Общества о здоровом образе жизни.
Эта поездка стала первой в истории человечества организованной туристической поездкой! Известна и точная дата рождения подобного туризма – как раз 5 июля 1841 года.
Все остались чрезвычайно довольны! Поездка народу очень понравилась. А главное, владельцы железных дорог тут же смекнули, – оказывается, пассажирские перевозки тоже могут приносить прибыль И железные дороги стали наперебой предлагать Куку свои скидки.
Клиентов становилось всё больше и больше, счёт им шёл уже не на сотни, на тысячи. И вот, летом 1845 года Томас Кук решился организовать первое чисто развлекательное путешествие - в Ливерпуль - без всяких проповедей и воздержаний. И не прогадал. Еще во время рекламной кампании спрос на билеты был так высок, что пришлось даже нанять два поезда вместо одного.
Теперь ему уже не пришлось уговаривать ни владельцев железнодорожных компаний, ни публику. Билеты на поездку в большой город Ливерпуль размели в одночасье, их перепродавали с рук! Экскурсию по городу вел сам Кук. Для своего первого путешествия - впрочем, как и для всех последующих, он придумал издать небольшой путеводитель с рассказом обо всех достопримечательностях, которые туристам встречались по пути.
Кончилось дело тем, что в 1851 году Кук оставляет пасторскую службу и открывает бюро путешествий "Томас Кук и сын», первую свою контору, специализирующуюся на организации исключительно туристических поездок.
И когда в том же году в Лондоне состоялась Международная промышленная выставка, Томас Кук смог организовать поездку на неё уже нескольким десяткам тысяч человек, из них трём тысячам школьников!
В 1854 году он издал и первый туристический справочник по гостиницам, включавший около 8 тысяч названий.
Томаса Кука можно по праву считать создателем организованного туризма. На протяжении почти полувека у него не было серьезных конкурентов. В то время как другие туристские бизнесы считали, что один клиент с тысячью долларов предпочтительней десяти со ста, Кук не брезговал и шиллингом. Его экскурсии и путешествия основывались на очень действенном принципе: "Получение максимальной выгоды для максимального количества людей по минимальной цене".
Вот так родился современный массовый туризм!
Но Кук не остановился на достигнутом. Освоив маршруты по Шотландии, Ирландии, Северному Уэльсу и на остров Мэн, Кук пошел дальше. В 1867 году он освоил поездки соотечественников в Новый Свет, а для американцев - экскурсии в обратном направлении, в Британию, на родину их предков, организовав регулярные пароходные путешествия между Лондоном и Нью-Йорком. Круиз продолжался пять месяцев. Кстати, среди первых 60 туристов, совершивших это путешествие, был и знаменитый американский писатель Марк Твен, описавший затем эту поездку в своей книге "Простаки за границей".
Кук лично разработал множество маршрутов по многим европейским городам. Он первым начал подписывать необходимые контракты с владельцами гостиниц, договариваться о транспорте и издавать путеводители. Его бюро помогало малоопытным туристам с банковскими операциями и обменом иностранной валюты. И всего через десять лет, в 1888 году, на европейском континенте побывало уже 500 тыс. только английских клиентов Кука!..
Кстати, «куковские» путеводители интересно читать и сейчас. Ну, например, в парижском есть такой совет:
«Леди могут, не нарушая правила приличия, входить в лучшее кафе или сидеть за столиками на улице. Однако леди должны воздержаться от посещения кафе на северной стороне бульваров, между Гранд Опера и Рю Сен-Дени». :)
Мало того, что Томас Кук был фантастически изобретателен, он ещё оказался и великолепным менеджером. Начав возить туристов в какую-либо страну, представители Кука устанавливали дружеские и/или деловые отношения с местными властями: брали в партнерство губернаторов и чиновников, платили оговоренный процент принцам, султанам и шейхам, оказывали услуги правящей династии. Когда в 1880-х годах Кук открыл быстро приобретший популярность религиозный тур в Святую Землю, проходивший по довольно небезопасным для путешественников территориям нынешних Ливана, Сирии и Иордании, агентство вошло в контакт с шейхами вдоль маршрута и предложило им очень выгодный контракт на обеспечение безопасности туристов.
В Египте агентство предложило местному вице-султану такие привлекательные условия, что смогло арендовать не только весь его личный речной транспорт, но и получить монопольное право на все экскурсии по Нилу; проложив туристскую тропу в Китай и начав осваивать там гостиницы, Кук взял местных помещиков к себе в пай.
Томас Кук первым организовал и кругосветный маршрут. Путешествие началось в сентябре 1872 года и длилось 222 дня. Глава фирмы не остался в стороне от этого сенсационного мероприятия и лично сопровождал небольшую туристическую группу.
По ходу эволюции бизнеса отец и сын Куки открыли те самые правила, на основе которых впоследствии и была построена вся нынешняя туриндустрия. В отличие от модной концепции вертикально интегрированной компании, Куки не стремились приобретать в собственность пароходства, железные дороги и гостиницы, они ограничились лишь сферой обслуживания, защитив себя тем самым не только от катастрофических убытков в политических пертурбациях XIX века, но и получив возможность быстро уходить из беспокойных мест и так же быстро возвращаться обратно после окончания там войн и заварух.
Сделав туризм массовым и прибыльным досугом, семейство вскоре приобрело огромное влияние в мире. Рестораны, пароходства, железнодорожные компании, короли, президенты и премьер-министры – все полюбили деньги, которые оставляли им клиенты агентства Кука!
А уж дома, к вернувшимся из «куковских» путешествий относились как к национальным героям. Их путевые отчеты и зарисовки тиражировались в прессе, публика зачитывалась описаниями страшных джунглей, руин таинственных храмов и пирамид, рассказами о странных обычаях коренных жителей Амазонии и Аравии. Так вербовались новые миллионы и миллионы адептов для всемирной империи Кука.
Нынче туристическая компания «Thomas Cook Group plc», со штаб-квартирой в Лондоне, имеет более 3000 офисов по всему миру и владеет собственной авиакомпанией с более чем 100 самолетами. Доход группы в 2010 году составил 8.890 млрд. фунтов стерлингов!..
Прошёл всего 171 год с того времени, когда 33-летний баптистский проповедник и страстный борец с курением и пьянством Томас Кук организовал и провёл первую в мире групповую туристическую поездку длиной всего в 11.5 мили. Если говорить коротко - в тот день, 5 июля 1841 года, Томас Кук придумал организованный туризм. А вскоре, и всё то, что сейчас стоит за этой гигантской индустрией: маршруты, билеты, гостиницы, путеводители, дорожные чеки…
Современный туризм дает уже около 6% мирового валового продукта, обеспечивая занятость свыше 100 миллионов человек, то есть каждого 15-го работника. На долю международного туризма приходится 6% объема мирового экспорта и треть мировой торговли услугами.
К сожалению, 77% украинцев никогда не выезжали за рубеж. И это ведь не только сплошь всё больные да бедняки. Причём 36% соотечественников никогда в жизни не покидали пределов даже своего региона!..
Как сказал некогда один умный человек: "В старости мы будем жалеть о двух вещах: о том, что мало любили, и о том, что мало путешествовали".
Не пожалеть бы!..