ГлавнаяКультура

Записки режиссера. Наша «Камасутра»

Посмотрел по производственной необходимости короткометражный фильм наших соседей под названием «Деревня». Глухой угол, житейские тяготы, снега, вопли, самогон.

Записки режиссера. Наша «Камасутра»

Глухонемой парень, герой фильма, сирота, продает в электричке карты с красочным изображением миниатюр из индийской «Камасутры». Тем и живет. Многих он повидал на этом своем электрическом, дребезжащем пути. Мужчин и женщин, молодых и старых. И у всех встреченных им, через все кино «про это» одно только гогочущее «трахаются» – как такой себе модный заменитель слова «любить». В индийском штате Махдья Прадеш тоже есть деревушка, только она спокойная и приветливая, не заснеженная, как у нас, а жутко пыльная. Называют ее Кхаджурахо. Окружена она огромным количеством храмов. Когда-то их насчитывалось 85, сейчас осталось только 20. Храмы посвящены всему, чему только можно придумать: богам солнца, священным коровам, правителям, на барельефах запечатлены боги индуистского пантеона в своих различных воплощениях и ипостасях, демоны, нимфы, феи и другие мифологические персонажи, сцены из жизни придворной знати и простых людей того времени.

Но главное – любви между мужчиной и женщиной. Говорят, что на крупнейшем местном храме Кандарья-Махадева, построенном в середине XI века и посвященном Шиве (его мраморное изображение с огромным фаллосом находится внутри, в святилище), изображены сцены из той самой «Камасутры». Похоже, что так. Внешние и внутренние стены храма обрамлены 646 специфическими скульптурами. Древнее искусство интимных отношений представлено здесь во всем многообразии движений и поз, порой, казалось бы, самых невероятных. Поэтому Кхаджурахо – единственная в Индии деревня, куда регулярно летают пассажирские «Боинги». Можно, конечно, дотрястись на автобусе или на поезде, но я рекомендую не пожмотиться и совершить перелет на самолете. 150 тыс. иностранных и индийских туристов ежегодно посещают это удивительное место.

Но в масскультуре «Камасутра» все равно известнее храмов Кхаджурахо. Да и то не вся, а только примерно пятая ее часть, та, что посвящена сексуальным практикам, точнее позам в сексе, которым отведено всего три главы общей длиной едва ли больше сотни сутр. Потому что значительная часть текста посвящена не прикладному сексу, а размышлениям об общей философии и психологии отношений между полами, наставлениям по поводу ухаживания за девушками, жизни в браке, внебрачным отношениям…

Большинство ученых относят текст к первой половине 1 тыс. н. э. Автор «Камасутры», индийский философ и ученый Малланага Ватсьяяна, называет занятия сексом «божественным единением». Ватсьяяна полагал, что в сексе как таковом нет ничего предосудительного, но заниматься им легкомысленно – грешно. Недаром автор этого великого трактата о любви происходил из брахманской семьи и был религиозным аскетом – «муни», «молчальником», человеком, давшим обет молчания. И характерно, что именно религиозный аскет написал на санскрите это первое сохранившееся древнеиндийское пособие по проявлению любовного чувства.

«По прекращении наслаждения, когда влечение проходит, оба, словно незнакомые, со стыдом, не глядя друг на друга, порознь идут в комнату для туалета. Вернувшись, они стыдливо усаживаются на подходящие места... и он сам умащивает ее тело чистым сандалом или другим притиранием... Оба они пьют воду и едят сладости... При этом угощая, он по очереди пробует все – вкусна ли, нежна и чиста ли пища. Или же оба, находясь на крыше, усаживаются, чтобы наслаждаться лунным светом. Любовь, украшенная услугами и доверчивыми беседами, рождает высшее удовольствие». Вот что такое настоящая «Камасутра»! И как красиво это обозначается украинским словом – «кохатися»!

А вы говорите – трахаться…

Анатолій БорсюкАнатолій Борсюк, режисер, тележурналіст
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram