ГлавнаяКультура

​Записки режиссера. Черная метка

В последнее время я все чаще с любопытством и любовью брожу по старым киевским улочкам и дворикам. Ищу оставшиеся приметы дорогих для меня с детства мест.

​Записки режиссера. Черная метка

Стены, окна, клумбы, заборчики, витые занавески, десятилетия знакомый вид за поворотом… Мариинский парк, он же бывший Царский. Старинный фонтан. Неподалеку никогда не спящий чугунный рабочий-пролетарий на пьедестале все так же размахивает чугунным флагом посреди вековых дубов и акаций.

А вот и наш легендарный Мостик влюбленных (уж очень романтичен вид оттуда на Днепр и склоны). На самом деле он называется Парковый мост и находится над Петровской аллеей в центре Киева с 1910 года. Я там тоже часто бываю.

На перилах или досках мостика можно прочесть целые поэмы о любви. А на ограждение в знак верности влюбленные цепляют самые необычные предметы. Цепляют все, что не жаль, что есть под рукой: резинки для волос, цепочки, копеечные браслеты, обрывки целлофановых кульков, салфетки и даже, пардон, презервативы. Иногда – чулки, причем по одному. Несколько лет назад пары начали вешать на поручни металлические замки. Признаюсь, что одним из первых повесил там свой замочек и ваш покорный слуга! Провисел он, правда, недолго. Районные службы рьяно следят, чтобы внешний вид моста соответствовал необходимым коммунальным стандартам и их же эстетическим нормам. Поэтому хмурые дядьки в спецодежде регулярно спиливают, выламывают и срывают замочки и ленточки и густо выкрашивают мост в радикально тупой черный цвет. Представляете? Ну и дураки! Ведь какую на нашем Мосту влюбленных можно было бы красивую историю развернуть!

Вот на севере Италии есть город Верона. Известен он, конечно, своим шикарным оперным фестивалем в гигантском древнеримском амфитеатре Арена ди Верона. Но едва ли не более тем, что это родина Ромео и Джульетты, культовых персонажей одноименной пьесы Уильяма Шекспира. Сотни тысяч туристов со всего света валом валят посмотреть на два старых здания, которые, как говорят, принадлежали в ХIII веке известным веронским семьям Монтиколи и Даль Каппелло и, вероятно, служили прообразом шекспировских семей Монтекки и Капулетти. В общем, неразбериха полная. К тому же «дом Ромео» (кстати, бывшая конюшня) можно осмотреть только снаружи – это частное владение, чужих внутрь не пускают. А вот с «домом Джульетты» туристам повезло больше.

В XIX веке в нем находился постоялый двор. В 1907 году дом был выставлен на аукцион и куплен городом для устройства в нем музея. Однако еще на протяжении почти трех десятилетий он находился все в том же жалком состоянии, пока в 1936-м на экраны мира не вышел знаменитый фильм Джорджа Кьюкора «Ромео и Джульетта». Тут же (вот нам пример!) в городской управе нашлись умные люди, которые дали деньги на ремонт фасада и обустройство мифического дворика Джульетты. Конечно же, все в стиле декораций сада Капулетти из фильма Кьюкора. Тогда же ко второму этажу был приделан и небольшой мраморный балкон – знаменитый ныне Балкон любви Ромео и Джульетты. В доме открыли музей шекспировских героев. И понеслось…

Сегодня в это место съезжаются люди сплошным потоком. Подъезжают и отъезжают огромные автобусы. Шум, гам, толчея во дворике и на балконе, фотовспышки, все целуются, что-то пишут на стенах арки… Ну и я в том числе… Тут же сувенирные лавки, кафешки, ресторанчики для влюбленных и любопытных со всего мира… Столпотворение вавилонское! Зато сколько удовольствия для туристов. А какой регулярный доход городу!

А у нас все норовят выкрасить в черный цвет. Как будто жизнь закончилась. Как будто все пропало. Как будто никому ничего не надо – ни денег, ни традиций, ни любви. Я же говорю, дураки они все! Ну и мы, конечно, вместе с ними…

Анатолий БорсюкАнатолий Борсюк, режиссер, тележурналист
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram