Вниманием мэтра зрители не обделили. Режиссер ответил им тем же, рассказывая молодым кинематографистам о том, как не только привлечь, но и удержать зрителя. По его мнению, со зрителем кинематографисту нужно заигрывать, или, если хотите, "играть в покер", не вскрывая карт. В искусстве кино всегда должен присутствовать конфликт или контраст. Но перед этим режиссер должен решить, что же он хочет сказать своей работой. По мнению Кшиштофа, именно этому и должны учить кинематографические школы. Даже не то, что школы, а скорей преподаватели. Рядом с сильным наставником творческий потенциал человека раскрывается как-то сам собой. И хорошим подтверждением тому выступили продемонстрированные в ходе мастер-класса картины учеников Занусси.
"У меня проблемы, за мной следят... - о чем ты? - ты все понимаешь без слов. - ну послушай, мы уже пять лет вместе, я подобрала тебя, когда ты погибал. - помню, благодарен, значит, ты мне не веришь…- нет...", - звучит диалог одного из таких фильмов. Пофантазировали, представили себе подходящую картинку? А смогли бы вы догадаться, что это разговор - песика с хозяйкой? Ход необычный, зато гарантированно привлечет внимание публики, что наглядно и продемонстрировал зал.
Однажды компания BBC предложила режиссеру снять короткий фильм о его любимом произведении искусства. Свой видеосюжет он посвятил картине Леонардо да Винчи "Дама с горностаем", которая находится в Краковском музее. Однако Кшиштоф не просто снял просветительский фильм, а искусственно создал конфликт между чрезмерно популярной "Моной Лизой" и "Дамой с горностаем".
"Бесспорно, Лувр - лучший адрес, нежели Краков", - иронизирует автор с экрана. А несомненным преимуществом "Дамы…" над Джокондой является, конечно же, наличие у нее зверька, утверждает ролик.
Наверное, одна из важнейших для будущих кинематографов мыслей, высказанных Занусси, звучит следующим образом: "Правда жизни и экранная правда не совпадают". Наглядно он продемонстрировал это своим фильмом "Персона нон грата".
Напоследок, режиссер сделал фотоснимок присутствующих в зале слушателей на обычную "мыльницу". То ли широта душевная, то ли "покер"? - Понять сложно, да, наверное, и не нужно, ведь вышло-то красиво!
По сравнению с вышеописанным действом, мастер-класс известного украинского писателя Любко Дереша "О вдохновении" выглядел совсем иначе. Забавно, но главную роль в процессе творчества писатель отдает сознанию и вниманию. Но только как же тогда визиты музы, муки творчества и порывы вдохновения, не поддающиеся контролю и требующие немедленной реализации? Если писатель не лукавит, получается что творчество - вовсе не для избранных, а для тех, кто не ленится над собой работать. Ну что ж, по крайней мере, литератор предоставил в распоряжение зрителей несколько практических методов (упражнений для космонавтов и психотехник) по развитию подобных способностей, и у студентов "Летней школы" будет возможность опробовать его теорию на себе. Взять хотя бы, известный, наверное, большинству пользователей интернета тест с вращающейся фигурой женщины.
"Мы видим, на самом деле лишь белое тело с градиентом и плоское черное пятно, которое изменяет свою конфигурацию. Это понятно всем? Тети нет…", - резюмирует лектор. Зал напряженно молчит. Что ж тут не понятного - конечно понятно!
"От того, насколько сильным и стабильным есть наше внимание, и зависит способность человека улавливать нужные идеи, развивать их, доводить до конца. От этого напрямую зависит наша работоспособность", - утверждает писатель и советует всем развивать свой творческий потенциал с помощью техник. Ведь все люди - безусловно, одаренные.
Что же касается приближающейся к логическому завершению конкурсной программы фестиваля, то в этот день зрители познакомились с фильмами "Нога бога" и "Мой суицид". Первый из них рассказывает об умственно отсталом подростке - футбольном гении, которого не реализовавший себя из-за травмы футбольный менеджер пытается вывести в большой город и большой спорт. Другой фильм погружает зрителя в подростковые проблемы 17-летнего парня, которые вдруг решаются благодаря теме его научного проекта, а именно - съемке собственного суицида. Внезапно обрушившаяся гора внимания помогает парню снять фильм о каждом моменте жизни в старших классах, ничего не утаивая от своей аудитории.
Осталось лишь два фильма-участника а далее - финал. Кажется, интрига достигает своего апогея…