Появятся ли еврорубрики в украинских СМИ?

Год назад казалось, что на европейских перспективах Украины поставлен жирный крест. Из тех, что ставят на могилах. К сожалению, могил за последние месяцы в Украине появилось неоправданно много… но перспективы активной евроинтеграции проступают. Иначе, зачем жертвы?

Одним из самых очевидных отрядов еврооптимистов в украинском обществе всегда были журналисты. Вот и сегодня, когда в обществе стали «проступать» нотки неудовлетворенности темпами евродвижения, Институт мировой политики, НГО много сделавшее в вопросах информирования об ЕС, провел для журналистов семинар «Ширша інтеграція: ви формуєте майбутнє».

Польский опыт, в том числе и евротяготения, может оказаться полезным Украине. Совершенно очевидно, по этой логике модератор Сергей Солодкий из ИМП первым дал слово польскому журналисту еженедельника Newsweek Михалу Кацевичу. Коллега, который очень много работает в нашей стране сосредоточился на примерах из недавней польской истории, по которым мы имели больше общего в евроскептицизме. Например, мифы, которые рождаются в народе о якобы скупке земли. 20 лет назад именно этой «страшной» перспективой пугали польских фермеров, которые только что вырвались из коммунистических пут. Мол «приедут немцы и скупят всю сельхоз землю».

Ничего не напоминает?

Вполне допускаю, что антиевропейские настроения, что в Польше, что в Украине инспирируют из одного соседнего государства. Только вот сегодня, по словам Михала, заметен иной процесс. Зажиточные поляки из фермеров и предпринимателей западных и северных воеводств скупают недвижимость в восточных землях Германии. Охотно верю, ибо сам знаю нескольких николаевских представителей среднего класса, которые обзавелись квартирами в Чехии и Болгарии.

Сегодня польские фермеры совершенно отчаянно поддержали санкции против РФ из-за аннексии Крыма, потому что знают, что европейские комиссары не подведут и если от яблок откажутся в Москве, то за них заплатят в Брюсселе. Кроме того, производители сельхозпродукции в Польше ежегодно получают фонды и дотации из Евросоюза. А польская деревня, которая сильно изменилась за годы в Евросоюзе, сегодня однозначно за польское членство в ЕС.

Об этом и много еще о чем украинские медиа не информируют своих сограждан.

Почему?

Можно много искать причин, в т.ч. языкового или этического характера, но факт остается фактом: международный контекст украинских медиа формируется не в Киеве. Точнее, он не учитывает собственно национальный украинский интерес! Иначе, как объяснить отсутствие постоянных собственных корреспондентов украинских СМИ в мировых столицах, постоянно заимствованную ТВ-картинку и тематическую палитру?!

Кто сказал, что шахтеру или металлургу Донбасса не нужно было знать с какими жизненными перипетиями сталкивается углекоп из Катовице. Или, почему фермер Причерноморья должен становится бизнес-туристом, чтобы узнать как живет и работает его коллега из долины Сены?

Медиа в Украине до недавних пор обеспечивали создание хуторянского образа мышления, не желая идти за горизонт. Подавалось это как естественный отклик народа: не любопытен украинец.

Не правда!

Вспомните, сколько раз вы встречали или слышали от тех или иных знакомых людей, родственников: «эти семена (саженцы) привез(ла) из этой страны, или таких краев»?!

Наш народ очень практичный и наблюдательный. Помню, что даже сам пытался лимонник китайский из уссурийской тайги привезти и выращивать на берегах Южного Буга. Не прижился. А какие роскошные цветы (огурцы) переданные в семенах из Голландии, Португалии сегодня цветут в палисадниках от Карпат до Азова?!

Все лучшее народ естественно старается привнести в свою жизнь. Даже современный ремонт жилищ из качественных материалов назвал «европейским». А вы говорите – не любопытны!

Теперь, после Майдана, Крыма, Донбасса самым стойким скептикам понятно, что антиевропейские или точнее, прохладноевропейские настроения «запускались» в Украине из всех каналов формирования общественного мнения. Элита, ориентирующаяся на Москву, пугала украинцев порядками в Европе. СМИ – давали не всеобъемлющую картинку, а сквозь московский калейдоскоп. Государственные служащие, ответственные за евроинтеграцию, были скорее немы, чем деятельны. В общественном секторе на евронаправлении числились очень «проверенные» товарищи, которым не привыкать имитировать процессы. В образовании не появилось качественных учебных программ и учебников, евроисследователей и студий. Ну и в дипломатическом ведомстве никто не «горел на работе» продвигая украинские интересы в Европе, например. Бизнес, чаще пользовался протекционистскими рычагами, но на то он и предприниматель, который рискует ради выгоды, а значит все и всех «включает».

Но я хотел бы в рамках этой публикации сосредоточить внимание украинских журналистов на открытии Европы. В стране всего полтора десятка коллег регулярно пишет на «евротемы». Это конечно же мало. Молодым – непаханое, практически внеконкурентое поле, чтобы свое имя сделать!

Не хватает знаний?

Учиться надо, путешествовать, участвовать в программах обмена. Выискивать информацию и делиться ней со своими читателями, слушателями, зрителями. Это прагматично нужно для жителей Украины, для того, чтобы преодолеть энергетическую зависимость от российского газа. Не поменять источник газа, а научиться экономить ресурсы. Не хихикать, как это бывало делали журналисты из Москвы, над рачительными британцами, а отмерять и контролировать, например количество воды используемой в домохозяйстве. Научить не примерах той же Польши, местные самоуправления, как сохранять в панельных домах тепло зимой. Да мало чего нужно освоить украинцам, чтобы их жизнь стала более комфортной?!

Главное не лениться журналистам сегодня об этих вопросах говорить. Не констатировать, что у нас повсеместно мало работы, а предлагать знакомиться с опытом стран Европы, как «запускать» новые виды человеческой активности, да так, чтобы росли доходы населения.

Украинские журналисты редко подводили «по-большому» своих потребителей. Оба майдана стали во многом, следствием объективного информирования, сегодняшнее народное возрождение украинской армии – отклик на мессиджи в СМИ. За это народ доверяет медиа, значительно больше, чем политикам. Именно в интересах медиасферы Украины шире распахнуть горизонты для внутренней аудитории, значительно увеличив количество международной информации. А параллельно – не дожидаясь пока «очнутся» политики, креативно представить свою Украину в глобальном информационном поле, пока “держится» интерес к нашей стране, который к сожалению, потенцировала война. Спрос на добрых людей, которые открывают свои сердца, еще долго будет «перекрывать» внимание к ужасам. Если мы хотим сохранить свою профессию, впору каждой редакции открывать европейскую рубрику.

Вячеслав Головченко Вячеслав Головченко , Председатель попечительского совета Колледжа прессы и ТВ
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram