Для начала немного предыстории. Несколько лет подряд украинские делегации ездили на видные кинофестивали класса “А” с тем, чтобы познакомить тамошних посетителей (в основном - продюсеров и фестивальных отборщиков) с новинками и достижениями украинской киноотрасли. Какое-то время стендами с украинскими каталогами, постерами и брошюрками занималась Украинская кинофундация, президентом которой был Андрей Халпахчи (директор “Молодости”), потом к ней подключилось реформированное Госкино. В 2010 году какими-то усилиями был издан каталог достижений украинского кино за несколько лет.
В 2012-м путешествие представителей нашей киноиндустрии начнется с Берлинале и проводящегося в его рамках Европейского кинорынка (EFM, European Film Market). Там тоже будет наш павильон, подготовленный Госкино совместно с дистрибьюторской компанией “Артхаус Траффик”. Кому, кстати, интересно, сколько это стоило - на пресс-конференции озвучили и это: организация стенда на кинорынке обошлась в 76 тыс. гривен.
Чем украинская делегация будет там заниматься?
Во-первых, представит полуторачасовую нарезку из проектов, производство которых уже началось в 2011-2012 годах, либо которые уже вышли в прокат. Это 14 фильмов, среди которых - и “ТойХтоПройшовКрізьВогонь” Михаила Ильенко. Эта нарезка будет на DVD и распространят ее среди европейских продюсеров - авось кто-то заинтересуется в украинском кино и предложит сотрудничество.
Во-вторых, ежедневно во время работы кинорынка (с 9 по 17 февраля) на стенде будут проходить презентации проектов. Под “проектами” в данном случае подразумеваются не только фильмы: состоятся презентации Одесского международного кинофестиваля, Украинской Киноассоциации и Национального центра Александра Довженко. Последний, к слову, занимается реставрацией украинской киноклассики - немых фильмов, снятых в 20-30-ые годы прошлого века. Состоялось уже два показа таких картин в сопровождении современной музыки - “Два дня” Георгия Стабового показывали в рамках “Молодости” в “Мыстецьком Арсенале”, а “Человек с киноаппаратом” Дзиги Вертова - в Планетарии.
Планируется издать DVD с 6-ю отреставрированными фильмами и каталог с информацией об этом. И то, и другое, повезут показывать в Берлин. А после, как пообещала Катерина Копылова (глава Госкино), - презентация этого проекта состоится и в Киеве.
Что покажут из фильмов? Кроме уже упомянутого фильма Ильенко также представят фильм “Rock-n-ball” Дмитрия Приходько, проекты Мирослава Слабошпицкого - “Племя” и “Люксембург”, очевидно, они оба упомянуты в каталоге, “Зеленая кофта” Владимира Тихого и альманах короткометражек “Украина, гудбай!”.
В-третьих, презентована будет и новорожденная Украинская Киноассоциация, которую Денис Иванов, директор “Артхаус Траффика”, назвал “инструментом гражданского общества”. Очевидно, речь идет о взаимном регулировании работы Ассоциации и Госкино в сфере кинематографа. Копылова, кстати, не раз за время пресс-конференции произносила фразу “государственный протекционизм”, так что, очевидно, он будет осуществляться в первую очередь на действие тех, кто активно принимает участие в работе Киноассоциации (речь идет именно о взаимном сотрудничестве, без каких-либо негативных коннотаций, пока что).
Много на пресс-конфереции говорилось о возможностях ко-продукции для украинских режиссеров. Несколько фильмов уже снимаются в условиях сотрудничества с другими странами - например, биографический фильм о Сергее Параджанове снимается при участии Украины, Армении, Грузии, Франции и Норвегии. В частности, Копылова говорила о том, что проведет ряд встреч на Берлинале, посвященных заключениям разного рода соглашениям о ко-продукции. Напомню, что в Каннах в прошлом году тоже был заключен такой договор с Францией, плоды которого, будем надеяться, нам предстоит еще увидеть.
LB.ua решил не оставаться в стороне от такой интересной беседы о будущем украинского кино и задал два вопроса госпоже Копыловой: насколько Украина готова к ко-продукции в законодательном плане и какие изменения планируется ввести в закон “О кинематографии”? Как известно, реформированием этого закона намеревалось заняться как Госкино, так и Киноассоциация.
Оказалось, что работа над новым проектом закона ведется уже целый год. Рабочая группа изучала опыт других стран (в частности, европейских и России) в реформировании своего законодательства в сфере кино и, по словам Катерины Копыловой, “создает компиляцию”, наиболее адекватную украинским реалиям. Планируется, что уже в марте этого года законопроект будет внесен на рассмотрение в соответствующий комитет Верховной Рады.
На данном этапе ко-продукция в сфере кино возможна (ведутся ведь какие-то съемки), но сотрудничество происходит с массой разных сложностей. В связи с этим украинское законодательство нуждается в том, чтобы его “подтянули” к европейским реалиям с тем, чтобы облегчить работу нашим кинематографистам.
Вообще, перед журналистами много хвастались тем, что Украина кинематографическая очень открыта для новых возможностей, дискуссий и предложений. Еще бы - не быть открытой, в таком-то плачевном состоянии. Следует ожидать, что бурная деятельность, развитая Госкино и энтузиастами из “Архаус Траффика” не будет ограничиваться разъездами по кинофестивалям и форумам и простыми презентациями. На вчерашней пресс-конференции прозвучал один хороший вопрос и, я думаю, что отвечать на него придется еще очень долго.
Киножурналист Александр Рутковский спросил следующее: а не планирует ли делегация принять участие в круглых столах на Берлинале? Один из них будет посвящен альтернативным методам финансирования кино, таким, как “краудфандинг”, например. “Краудфандинг” (от английских слов crowd - толпа и funding - финансирование) - это когда всем миром скидываются и финансируют съемки какого-то фильма, как правило, речь идет об архаусном кино. На что Копылова ответила размытое: “Украина открыта для новых возможностей”, добавив правда, что делегация планирует принять участие в круглых столах и конференциях.
По приезду из Берлина все активные участники пресс-конференции - то есть, Денис Иванов и Катерина Копылова - обещали отчитаться о проделанной работе. Будет это отдельная пресс-конференция, или же пресс-релиз - пока неизвестно. Как бы то ни было, все держат руку на пульсе.
Госкино, в свою очередь, обещало обновить свой сайт, сделать его на трех языках, и позже залить туда электронную версию справочника по украинской киноиндустрии и регулярно обновлять новости.
Что касается самого справочника Ukrainian Film Guide, то это - стостраничный каталог на английском языке (через 2-3 недели будет издана и украинская версия), который будет распространяться на международных кинофестивалях и кинорынках. В нем дается информация о полнометражных игровых, документальных, анимационных и короткометражных фильмах, которые были сняты в 2011-м году или снимаются сейчас, а также о киностудиях, студиях продакшна или пост-продакшна, дистрибьюторах и кинофестивалях в Украине. Издать этот каталог обошлось в 87 тыс. грн, как сообщили журналистам на пресс-конференции.
Итого, в 2011-м году, по данным каталога, были сняты:
14 полнометражных фильмов - в том числе, в ко-продукции (фильм Александра Миндадзе “В субботу”, например), и в том числе, новая версия “Молитвы за гетьмана Мазепу” Юрия Ильенко.
12 короткометражных фильмов - включая “Кросс” Марины Вроды, получивший в прошлом году “Золотую пальмовую ветвь” в конкурсе короткометражек в Каннах.
15 документальных фильмов.
3 анимации - все короткометражные.
В производстве на данный момент находится 59 проектов. Если отнять новый фильм Киры Муратовой, съемки которого недавно завершились - то 58. Среди них - 15 документальных и 7 анимационных, остальные - либо полнометражные игровые, либо сборники игровых же короткометражек.
Кинематографом в Украине занимаются 7 институций (Госкино, Национальный центр Александра Довженко и так далее), существует 4 учебных заведения, где готовят специалистов в киноотрасли, функционирует 15 кинофестивалей и 3 профессиональных сообщества (не считая Киноассоциации), работает 14 киностудий, 94 продакшн и пост-продакш студий, и 13 дистрибьюторских компаний. Предваряет это все вступительное слово Катерины Копыловой, статья кинокритика Владимира Войтенко и статистический обзор бокс-офиса и прочих дистрибьюторских данных в Украине за 2011 год.
Каталог насчитывает 100 страниц и он, кажется, представляет собой собрание информации об украинской киноиндустрии, наиболее соразмерное с реальным ее положением. Никакого пафоса, никаких обещаний, просто статистика, контакты и алфавитный указатель. Пока что этого более чем достаточно.