Первое, что становится понятным в Угледаре – здесь предельно осторожно реагируют на человека с фотокамерой, снимающего городские ландшафты. В 25 километрах от «горячей» Марьинки – непосредственно в зоне АТО – местные милиционеры сразу проверяют подозрительных приезжих, а прохожие старательно избегают попадания в кадр. Угледарская военно-гражданская администрация просуществовала не многим более 5 месяцев. Изначально ее функцией была стабилизация общественно-политической ситуации и обеспечение правопорядка в городе на границе с конфликтом, но за такой короткий срок на улицах спокойнее не стало.
Собственно, создание военно-гражданской администрации в городе с работоспособным советом и переизбранным в 2014 году патриотическим мэром с самого начала казалось нелогичным. Еще более странным выглядело политическое решение областной власти проводить здесь выборы после недолгого функционирования ВГА. Для сравнения, в том же Артемовске, который находится куда ближе к линии разграничения конфликта, и по сей день военно-гражданский орган так и не создан, несмотря на то, что уже около четверти века город возглавляет один и тот же мэр-регионал Алексей Рева.
Осенью жители города, где создали и успели ликвидировать ВГА, смогли обновить депутатский корпус почти на три четверти, избрав при этом городским главой самого руководителя ВГА. Однако, коммуникацию между патриотичным общественным сектором и новоизбранной местной властью создать пока не удалось
Андрей Силыч много курит и заметно торопится рассказать обо всем до начала очередной сессии городского совета. Настоящему боевому полковнику – в прошлом начальнику тыла – сложно быть новоизбранным главой депрессивного города. С самого первого дня еще на должности главы ВГА ему так и не удалось найти общий язык с патриотически настроенными активистами. По их словам, Силыч не торопится посещать торжественные праздники, приуроченные важным датам национальной истории, а после выборов и вовсе, говорят, вошел в сговор с бывшей элитой.
Сам полковник объясняет отсутствие тесной связи тем, что активисты избрали путь сплетен и критики, вместо того, чтобы занять конструктивную позицию. Но настоящим камнем преткновения между ним и активистами стал кадровый вопрос – на должность секретаря городского совета Силыч выдвигает первый номер «Оппозиционного блока» Владимира Иваницкого, несмотря на наличие в новом городском совете 9 депутатов условно демократического лагеря. На вопрос, почему бывший военнослужащий АТО предлагает избрать на такую важную должность своего идеологического противника, попутно окружая себя заместителями из команды умелых аппаратчиков времен Партии регионов, Андрей Юрьевич цитирует губернатора Жебривского. «Павел Иванович на коллегии верно сказал, что если человек работает на громаду, то не стоит обращать внимание, что было в прошлом, - поясняет Силыч, попутно опровергая слухи о выделении депутатским большинством средств на приобретения ему жилья.
Нынешнего секретаря городского совета Владимира Иваницкого называют «серым кардиналом» Угледара. Формально Иваницкий все еще депутат Донецкого областного совета, поддержавший скандальное обращение от 4 марта 2014 года о проведение в регионе референдума, а также бывший первый заместитель Угледарского мэра Алима Ширинского. Этнический крымский татарин Ширинский, сбежавший в Крым сразу после аннексии полуострова, сейчас возглавляет крупный вагоностроительный завод в Московской области, организовывая по совместительству гастроли Донецкого музыкального драматического театра, вернее – того, что от него осталось в «ДНР».
Сессия городского совета 29 января должна стать переломной во взаимоотношениях местной власти и общественников. Сегодня они пришли поддержать своего соратника – Олега Савина (на фото - крайний справа). Городской голова предложил назначить его своим новым заместителем, что, по его мнению, позволит уравновесить существующую команду. Активисты слабо верят, что это поможет установить прочную связь, а сам Олег говорит, что ему будет трудно.
Не все из активистов считают, что это поможет улучшить коммуникацию. По словам Татьяны Чишко, сразу же после вступления в должность руководителя ВГА Силыч начал формировать команду, состав которой говорил скорее о желании консервации, чем перемен. Уволив Татьяну с должности первого заместителя патриотического мэра, избранного в 2014, Силыч столкнулся с долгой судебной тяжбой – первые редакции Закона Украины «О военно-гражданских администрациях» запрещала руководителю ВГА увольнять чиновников местного самоуправления.
Суд принял решение о возобновлении Татьяны на должности, ставшее прецедентом для всех чиновников местного самоуправления, уволенных после создания ВГА. Практической же пользы от такого решения не последовало – сразу после восстановления Чишко угледарские депутаты проголосовали за предложение освободить ее от занимаемой должности. Позитивным было и голосование за назначение заместителем Савина. Общественники путем давления все же сохранили возможность прямого контакта для продвижения идей и предложений на благо города.
Стоит сказать, что подобный случай, когда представителя общественности назначают заместителем городского головы под давлением активистов – чуть ли не единственный во всем Донбассе, где десятилетиями царила элитарная монополия на принятия решений на местах. Сможет ли Угледар стать прецедентом для такого консервативного региона? Получится ли боевому полковнику Национальной гвардии войти в синергию с проукраинским гражданским сектором? Очень хочется надеяться.
А пока угледарские активисты подали на рассмотрение местной власти конкретные проекты механизмов локальной демократии, подтверждая свою конструктивную позицию укрепить эту необычайно важную связь – связь украинского с украинским на Донбассе.