Празднование и внешнеполитические сигналы
В течение последней недели китайские города активно готовились к юбилею Компартии.
Сегодня, 1 июля, рано утром в Пекине на площади Тяньаньмэнь начались торжества – кроме привычных для таких мероприятий массового собрания (под 70 тысяч человек), пения песен и патриотических речей, надо отметить выступление президента Китая Си Цзиньпина и пролет авиатехники.
Вертолеты – а затем истребили пролетали в специальном порядке, образуя цифры.
В часовом спиче китайского лидера важно обратить внимание на три заявления. Первое – Компартия неразрывно связана с экономическим подъёмом Китая и ростом благосостояния его жителей. Второе – Китай не позволит другим странам вмешиваться во внутренние дела. Тот, кто захочет это сделать – «свернет себе шею перед железной стеной». Третье –
Это означает, что Китай дальше будет активно поддерживать международные экономические связи, а во-вторых, что продолжится противостояние на всех фронтах между Пекином и его партнерами против коллективного Запада во главе с США.
Коммунистическая власть и ее эволюция
Компартия является единоличной властью в Китае или, условно, новой «правящей династией». В 2017 Си Цзиньпин говорил: «Партия ведет за собой все: правительство, армию, образование, общество, центр, север, юг, запад и восток».
Мао Цзэдун путем борьбы, путём проб и ошибок, соорудил «скелет» государства, Дэн Сяопин с помощью реформ «нарастил мышечную массу», а Си Цзиньпин сохраняет экономический рост и активными геополитическими действиями буквально «ставит на ноги» азиатского гиганта.
Мао прославился как боевой командир и делал ставку на национализм, Дэн Сяопин поставил во главе угла прагматизм в развитии Китая: «не важно какого цвета кошка, главное – она ловит мышей».
Он ввел коллективное управление КПК и начал экономическую либерализацию. А вот Си Цзиньпин, активно поддерживаемый армией, частично вернулся к риторике маскулинного национализма времен Мао Цзэдуна и значительному усилению позиций КПК. Буквально сегодня китайский лидер акцентировал: «Китай должен превратить армию Китая в одну из сильнейших вооруженных сил мира».
Так началась более активная и жесткая внешняя политика. Он внес поправки в Конституцию, продлив свое пребывание у власти. Даже сегодняшняя одежда китайского генсека была в «стиле Мао».
Идеология КПК изменилась за время политики «реформ и открытости» в 1979, ведь капиталистические практики были необходимы для модернизации экономики. Но государственный аппарат Китая остался марксистко-ленинским.
Сегодня КПК, формально будучи марксисткой, националистическая в политической сфере и довольно либеральна в экономике – именно малый и средний бизнес создает большинство рабочих мест в Китае. Хотя надо сказать, что Си Цзиньпин активно начал усиливать роль государства в экономическом регулировании за последние годы.
Сегодняшний Китай не является коммунистическим – официальной идеологией можно назвать «социализм с китайской спецификой»: власть прагматично следует национальным интересам и развивает собственную экономику, модернизируя ее. Это и отличает Китай от Советского Союза, который тратил миллиарды долларов на поддержку идеологии коммунизма в странах Азии и Африки.
Основные приоритеты Компартии
Сейчас перед КПК стоит ряд вызовов:
1) сохранение лидерства Компартии и социального порядка – КПК должна быть единственным и безальтернативным источником власти в стране;
2) поддержание «национального единства» в стране любыми методами – с точки зрения КПК, этнические вопросы являются сферой безопасности и государственной устойчивости;
3) постоянный экономический рост, реформы и модернизация – Компартия получает легитимность населения через увеличение его материального благосостояния. Дальнейшая борьба с бедностью;
4) восстановление экологии – в Китае все больше растет обеспокоенность людей экологическими вопросами;
5) хорошие отношения Китая с его соседями, которые, по сути, являются буфером безопасности страны. Например – Пакистан;
6) геостратегическая конкуренция с США и преобразование мирового порядка в многополярный, где Пекин один из основных игроков;
Особенностью китайского общества заключается в отсутствии желания социально – политических реформ, ведь для жителей Китая более актуальными являются именно социально-экономические вопросы, поэтому в ближайшем будущем КПК будет решать вопрос экономического характера и останется единственной легитимной властью.
Какие отношения Украины с Компартией Китая
В Украине прошла кампания декоммунизации. Де-юре в Китае это не может быть воспринято позитивно – все представители китайского правительства являются членами Компартии Китая. Однако де-факто это не помешало миллиардеру Джеку Ма, тоже члену КПК, приехать в Киев и встретиться с Владимиром Зеленским в 2019 году.
Экономические вопросы являются более значимыми, чем идеологические – сорванная сделка по «Мотор Сич» оказала большее влияние на украино-китайские отношения, чем декоммунизация в Украине.
Для Пекина геополитика тоже важна, поэтому фактор усиления в Украине влияния стран Запада для него более актуальный чем идеология. Очевидно, что Украине следует продолжить искать точки совместного прагматического сотрудничества с Китаем, при этом учитывая свои собственные национальные интересы.
Некоторые страны – такие, как Россия или Куба – используют каналы связи между своими коммунистическими партиями и КПК для продвижения двусторонних интересов, однако, нельзя сказать, что это эффективно. Ведь наибольшими торговыми партнерами Пекина являются США и ЕС, а не коммунистические страны, как КНДР, или постсоветские, как РФ.
Посему Украине нужно сделать один вывод: Китай уважает и сотрудничает с теми, кто умеет отстаивать свои стратегические интересы. А также с теми, кто их понимает. Это, своего рода, тоже можно назвать достижением Компартии Китая, которая смогла не деградировать, а развиться в нечто большее, чем просто идеологический гомункул с гранатой.