ГлавнаяМир

Он сфальсифицировал собственную смерть, чтобы остаться в живых. Дискредитировал ли он, таким образом, свою профессию?

Американский журнал TIME назвал человеком года "хранителей" (The Guardians) - журналистов, которые пострадали из-за своей деятельности. В их числе оказался колумнист Washington Post Джамаль Хашогги, которого убили в консульстве Саудовской Аравии в Турции в начале октября. А также Аркадий Бабченко - российский журналист, скрывающийся в Украине и которого украинские спецслужбы все таки спасли от заказного убийства. LB.ua предлагает перевод сопроводительной статьи в журнале об Аркадии Бабченко.

Аркадий Бабченко вспоминает ночь инсценировки на пресс-конференции утром следующего дня
Фото: Sputnik Беларусь
Аркадий Бабченко вспоминает ночь инсценировки на пресс-конференции утром следующего дня

Российский журналист-беженец Аркадий Бабченко, который сейчас проживает на территории Украины, провёл самую странную ночь в своей жизни в морге этой весной. Полиция загримировала его лицо, чтобы он выглядел мёртвым и Бабченко смог увидеть реакцию своих друзей в Фейсбуке на новость о его ужасном убийстве.

Эта новость появилась в СМИ в ночь на 29 мая и моментально разлетелась по миру вместе с фото, на котором журналист лежал лицом к полу в луже крови. На самом деле, это была всего лишь свиная кровь. Это «убийство» было спланировано СБУ. Агенты спецслужб убедили Бабченка в том, что эта уловка была необходима и являлась ключевой частью спецоперации по поимке настоящих (якобы вполне реальных) наемных убийц, которые были подосланы с России.

Для многих друзей и коллег журналиста, вся эта ситуация была весьма странной и в тоже время весьма подходящей к тому моменту в истории – мрачное отображение дебатов нашей эры о фактах, фейках и долге журналистов рассказывать о разнице этих двух понятий.

Оглядываясь назад и вспоминая события недавней ночи в Киеве, мужчина признался, что самым трудным для него было не время, проведённое с агентами, – примерно около месяца – для подготовки к инсценированной смерти. И это была не буря эмоций – смущение, облегчение, гнев и т.д. – которые он почувствовал на пресс-конференции 30 мая, на следующий день после предполагаемого убийства и показал миру своей неловкой улыбкой, что он на самом деле жив. Самым сложным было участие в последующих дебатах, которые заставили почувствовать себя изгоем среди многих его близких друзей.

Главным среди всех в ходе обсуждений стал вопрос о том, насколько неприкосновенна приверженность журналиста к истине? Должен ли был Бабченко – до этого он множество раз писал репортажи из зон боевых действий в Грузии и Украине – жертвовать своей жизнью ради этого? Или это решение обмануть публику было оправданным для того, чтобы спасти свою жизнь? Другими словами, было ли это его обязанностью, как репортера, найти другой выход, чтобы остаться в живых, и при этом не будет необходимости создавать настолько сенсационные и реалистичные фейковые новости и тем самым дискредитировать не только его, как журналиста, но и всех работников СМИ?

Фото: Lb.ua

«Это глупый вопрос», - раздраженно ответил Бабченко, которому уже не впервой приходилось отвечать на него. «Представьте, что к вам приходит сотрудник спецслужб и говорит, что за твою голову названа конкретная цена. Ты не думаешь о том, правда ли это. В голове единственная мысль – твоё время на исходе, – позже признался мужчина в своем интервью американскому изданию «Тайм» и добавил, – В данной ситуации этические нормы журналистики уходят далеко на второй план и единственное, о чем ты думаешь это собственная жизнь, потому что не хочешь умирать».

Это спорный вопрос, и у Бабченко были весомые причины поверить в то, что его жизни угрожает опасность. По данным нью-йоркского Комитета по защите журналистов, российское общественно-политическое издание и следственный центр под названием «Новая газета», где он работал основную часть своей карьеры, видело 5 смертей журналистов, убитых со времен прихода к власти президента Владимира Путина в 2000 году.

Журналист утверждает, что знал многих из них лично. Поэтому не сложно представить, что его доклады с фронтовой зоны на востоке Украины, которые он писал на протяжении нескольких лет, могли разозлить некоторых влиятельных чиновников в Москве, которые спонсируют войну с её начала в 2014 году. Он столкнулся с угрозой для жизни и постоянным риском быть задержанным по одному из обвинений, которые использует Кремль, чтобы посадить за решетку всех, кто критикует их политику – например, печально известная статья 282 «Экстремизм» – и именно поэтому он переехал в Украину в прошлом году.

Кроме того, было не беспочвенно предполагать, что Кремль отправил убийц в Украину. Британские власти публично обвинили Россию в убийстве бывшего шпиона Александра Литвиненка в Лондоне в 2006 году. На протяжении последних двух лет посреди белого дня в Киеве были убиты два известных критика Путина: журналиста Павла Шеремета (он погиб в результате взрыва машины в июле 2016 года) и бывшего члена российского парламента Дениса Вороненкова (был убит в результате выстрела в марте прошлого года). Главная украинская служба безопасности Украины, СБУ, утверждает, что оба убийства были спланированы в Москве.

Следственные действия на месте убийства Дениса Вороненкова
Фото: EPA/UPG
Следственные действия на месте убийства Дениса Вороненкова

Но за столько лет работы репортером Бабченко должен был знать, что СБУ – не самый надёжный источник информации. Согласно серии разоблачающих сообщений Организации Объединённых Наций, международной организации «Хьюман Райтс Вотч» и «Международной Амнистии» со времён начала войны между Украиной и Россией, сотрудников СБУ обвиняют в нарушении прав человека, в том числе в пытках, похищении людей и попытках заставить хранить молчание независимых журналистов.

Эта запись о предполагаемых злоупотреблениях отчасти побудила коллег Бабченко поставить под сомнение его решение работать в СБУ. Были и более серьезные опасения, связанные с его обязанностями журналиста. Глава международной пропагандисткой группы «Репортёры без границ» Кристоф Делуар выразил «ярое негодование» по поводу того, что он назвал «манипуляцией, осуществляемой в рамках информационной войны».

Но самые острые заявления для журналиста прозвучали из уст его коллег из редакции «Новая газета» в Москве. «Это очевидно, – написал один из его бывших друзей Павел Каныгин, – эта дата, 30 мая 2018 года, стала не только новой датой рождения для Аркадия Бабченка, но и концом для журналистики в её традиционной форме». Позже в отрывке, опубликованном 31 мая, Каныгин написал: «Мы все умерли как журналисты, и Аркадий просто подчеркнул начало новой и довольно отталкивающей эпохи в нашей профессии, когда даже подтверждение человеческой смерти станет предметом сомнений и частью спектакля, едва различимого от реальности.

По его словам, мужчине потребовалось много недель, чтобы прийти в себя после шока, вызванного этим отказом, который стал вершиной травмы его самозваного воскрешения. «В течение двух месяцев я вообще ничего не мог делать, – признается он, – Абсолютно ничего, я просто приходил в себя».

Фото: Lb.ua

Ему понадобилось даже больше времени, чтобы привыкнуть к реалиям его новой жизни. Поскольку украинские власти считали, что жизнь Бабченка всё ещё находится под угрозой, как минимум два телохранителя из СБУ следили за каждым его шагом. Ему было запрещено устраивать совместные обеды или просто гулять в парке со своей семьей. В целях безопасности даже самые близкие друзья журналиста не знали, где он живёт.

Раз в неделю телохранители привозят его в студию небольшого украинского телеканала «АТР», для которого он снимает шоу о текущих событиях в России и о влиянии кремлевской пропаганды.

По его словам, цель данного шоу – показать, как «Россия сошла с ума» – точка зрения, которая не оставляет в его голове достаточно места для мыслей о журналистском балансе и объективности. Это становится более понятным по логотипу шоу – массивному экрану позади Бабченка, на котором зацикленное фото Кремля в пламени. «Основная цель журналиста – называть вещи своими именами», – говорит он, когда его спрашивают о ненависти, которую он излучает в эфире к тому месту, которое он называет своей бывшей родиной. «Когда вы делаете это, всё остальное становится на свои места», – отвечает Бабченко.

Во время недавней передачи, которую показали через несколько дней после военно-морского конфликта, в ходе которого Россия атаковала, а в дальнейшем и захватила несколько украинских военных кораблей и около двух десятков моряков в Азовском море, приглашенная на шоу Бабченка женщина из аннексированного Крыма (в начале 2014 года) сказала «спасибо». Она произнесла это фальцетом через трескающуюся телефонную связь. «Мы наблюдаем за вами здесь, в Крыму. Спасибо», – сказала она и повесила трубку.

Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram