Проведение Чемпионата мира по футболу в России, надо признаться, положительно повлияло на имидж РФ и ее лидера в мире. Хотя и стоило дорого.
Во-первых, Чемпионат мира по футболу разрушил мировую солидарность и бойкот России. В Москву на чемпионат мир по футболу прилетели не только лидеры стран, чьи команды играли на ЧМ — Хорватии Колинда Грабар-Китарович, Франции Эммануэль Макрон, король Бельгии Филлип. Были и старые друзья-«диктаторы»: лидер Беларуси Александр Лукашенко и Венгрии Виктор Орбан.
Они встречались с президентом России Владимиром Путиным как перед матчем, так и сидели на одной с ним VIP-трибуне. Некоторые даже награждали победителей. Таким образом, политические лидеры легализовали Путина, прорвав его мировую изоляцию.
Мир не впервые закрывает глаза на преступления стран-хозяек спортивных мероприятий. В 1936 году страны приняли участие в Олимпиаде в гитлеровской Германии. А в августе 2008 года в день начала Олимпиады Россия расчленила Грузию.
«Уверена, время покажет, что это была одна из самых позорных страниц в современной истории, когда у футбольных команд не хватило мудрости повторить бойкот спортсменами Олимпиады-80, в знак протеста против войны в Афганистане и арестов диссидентов. FIFA, в отличие от олимпийского комитета в восьмидесятых, не считает РФ империей зла, не знает о десятках политзаключенных, о войне на Донбассе и в Сирии, об украденном Крым и расчлененной Грузии", - оценила ЧМ вице-спикер Верховной Рады Ирина Геращенко.
Во-вторых, Россия наполучала комплиментов за хорошую организацию соревнования со стороны футбольных чиновников, а также политиков. Отмечался высокий уровень безопасности и логистики.
«Россия великолепно провела чемпионат мира. Она показала пример того, как можно полностью перевернуть представление о себе у людей из других стран. Россия преуспела в этом, и Катар хочет повторить ее путь. Мы хотим построить свой чемпионат мира на успехе России и провести турнир еще более успешно», — заявил глава оргкомитета чемпионата мира по футболу 2022 года Хасан аль-Тавади.
Это отметил даже президент США Дональд Трамп на своих переговорах с Владимиром Путиным в Хельсинки.
Другими словами, Путину выдали карт-бланш на дальнейшие свои безобразия, в любых проявлениях.
В-третьих, несмотря на призывы властей бойкота не получилось даже в самой Украине — ведущие телеканалы вели трансляцию матчей из России, некоторые СМИ делали репортажи из российских городов, принимающих матчи. Да и большинство обычных людей смотрели футбол без зазрения совести - не считаясь с военной агрессией России против Украины и с жертвами от рук российских военных, наемников и их коллаборантов на Донбассе. Смотрели либо дома, либо в спортбарах.
Что свидетельствует как об отсутствии у государства механизмов убеждения, так и о низкой сознательности самих украинцев, которые так любят ругать эту самую власть.
В-четвертых, на время ЧМ Россия стала центром внимания всех мировых СМИ, которые делегировали туда своих журналистов и откуда шел поток положительной информации не только о футболе, но и о стране. Положительная промо кампания, о которой можно было только мечтать.
Игра в наперстки
За счет футбола российские власти порешали не только внешние, но и внутренние вопросы.
Во-первых, под веселый карнавал в центре Москвы российскому обществу задвинули тяжелую и неприятную «пенсионную реформу» (а на деле просто повышение пенсионного возраста), а также повышение ряда тарифов.
Во-вторых, российская пропагандистская машина уже которую неделю промывает мозги россиян успехами страны в организации ЧМ, а также ее команды. Утверждая в сознании российского общества, что «Путин — самый-самый влиятельный политик в мире», что он «прорвал западную блокаду». И что Россия не только «встала с колен» (как в Крыму, Донбассе и Сирии), но и «вернулась в клуб мировых держав» (смотри раздел выше).
В-третьих, Путину при помощи ЧМ удалось купить лояльность своих внутренних политических оппонентов. Даже обычно критикующая Путина либеральная оппозиция публично отчиталась, что «вот-вот только сейчас почувствовала гордость за Россию».
Все красивое оденем сразу
Как ни странно, от ЧМ выиграли и сами россияне. Ведь на время ЧМ существенно преобразилась и сама Россия. Притихла агрессивная риторика - на время футбола исчезли публичные угрозы сжечь весь мир в радиоактивный пепел, все очень хотели понравиться западным гостям, показать им себя с лучшей стороны, чтобы оставить у гостей хорошие воспоминания.
Россияне пытались показать, что медведи с балалайками по улицам российских городов не ходят, как часто представляют на Западе.
Взамен простые россияне внезапно узнали, непосредственно общаясь с другими такими же обычными людьми из других стран (пусть даже из «гейропы» или стран НАТО), что все люди на Земле — братья. А если еще и пива выпить (прямо на улице, какой кошмар!), то братство становится вообще вселенским.
Мало того, россияне увидели, что их страна не развалилась из-за уменьшения запретов - например, полиция не гоняла на площадях тех, кто собирался группами. Или пили. К удивлению многих, полицейские старались быть вежливыми и внимательными. А с некоторыми можно было даже сфотографироваться (можно ли представить такое же в обычное время?).
В воздухе не витал дух милитаризма, а витал дух свободы, любви, дружелюбия и никакой войны. Хотя при этом «силовые» телеграмм-каналы отчитывались о присутствии крепких парней в рядах болельщиков.
Иллюзия свободы
У российских граждан появилась даже осторожная надежда: а может все-таки вдруг российская власть захочет продолжить этот эксперимент? И вновь стане открытой и дружелюбной?
Но после праздника обычно наступают будни. Так и здесь — после отъезда иностранцев в России, скорее всего, вновь опустится «железный занавес». Сигнал этому, подобно революционной «Авроре», дал сотрудник силовых органов, отчитывающий активистов «Pussy Riot», которые выбежали на футбольное поле: "Ты бл..ь кто такая?.. Иногда я жалею, что сейчас не 37-й год".
“В отсутствие публичной политики любое публичное мероприятие может стать местом политической манифестации. В 1970-е годы диссиденты разбрасывали листовки в Большом театре, сейчас - выбегают на большую арену. А пресловутый полицай доходчиво объяснил, чем эпохи отличаются”, - считает российский политолог Валерий Соловей.
«Мы за ценой не постоим»
Операция по улучшению имиджа России влетела в серьезную «копеечку». 14,2 млрд долларов — такую цифру называют, оценивая расходы России на Чемпионат мира по футболу. Так что этот спортивный праздник стал самым дорогим в истории.
В рамках общего российского бюджета эта сума малоощутима. Тем более, что Запад даст денег: продолжит покупать российскую нефть, газ и строить с Кремлем совместные мега проекты.
Да и аргументы критиков, которые говорят, что деньги на 7 новых стадионов лучше было бы потратить на здравоохранение, ничем не обоснованы: эти деньги на больницы все равно бы не попали, а пошли бы на производство танков, спецслужбы, троллей или войнушку в каком-то уголке мира. А так в России осталась хоть какая-то инфраструктура. Да, местами и кривая-косая и кое-где уже начавшая разваливаться.
Но это уже совсем другая история.
Пропущенные голы
И все таки есть пару моментов, которые омрачили российской власти ее триумфальный ход.
Во-первых, международный уровень встреч стал поводом для поднятия темы украинских политзаключенных - Олега Сенцова и других. Западные политики при любой возможности напоминали о них Путину. Но здесь Кремль показал, что не готов ни на какие компромиссные решения и уступки, показав свою недоговороспособность.
Во-вторых, это история с видеоприветствием хорватских футболистов Домагоя Виды и Огнена Вукоевича «Слава Україні!». Не без помощи самих россиян, озабоченных нравственной чистотой своих рядов, эта история стала информационным вирусом, который затем облетел весь мир и подорвал дорогостоящую имиджевую доктрину Кремля и ФИФА.
В-третьих, мир облетели незабываемые телекадры, где Путин стоял во время проливного дождя под зонтом, а двое других его коллег — президенты Франции и Хорватии Макрон и Грабар-Китарович — под проливным дождем. Этот дождь позора наглядно показал реальное отношение (а не просто на словах) Путина к мировым лидерам.
И наконец, хотя чемпионат улучшил общий имидж России, он существенно не улучшил реальных международно-политических позиций РФ и Кремля.