- Скажите, Холмс, кто, вы думаете, виновен в отравлении Скрипаля? -
- Разумеется русские, Ватсон.
- Но почему?
- Потому что если бы не русские, его не было бы никакого смысла убивать
Снова, как 4 года назад, наблюдается ряд системных ошибок российского экспертного и властного политикума.
Первая и главная – углубившись в рассуждения о санкциях и убеждение (прежде всего самих себя) в том, что эти санкции неэффективны, они не видят окружающей политической обстановки. Это как если бы полководец, сосредоточившись на том, чтобы отбить атаку одного прорвавшегося вражеского эскадрона, не заметил крупного обходного маневра, в ходе которого он уже фактически окружен и теперь его судьба полностью находится в руках неприятеля.
Вторая системная ошибка простительна для теле ток-шоу, рассчитанных на внутреннего потребителя, но абсолютно непростительная в заявлениях президента и министра иностранных дел – это непонимание принципиальной разницы между частноправовой и публичноправовой сферами. В первом случае в уголовном праве и процессе господствует (во всяком случае должна господствовать) презумпция невиновности. А во второй, публичноправовой сфере, в международном праве доминирует политическая целесообразность и расстановка международных сил. Отсылка к Маккиавели, Гроцию и Оппенгейму звучит как-то по-школьному, но для всякого разумного наблюдателя это вещь очевидная.
Россия же ведет себя, как укравший кошелек подросток и пойманный на рынке полицейским. Гнусавое нытье в стиле: "нет у вас на меня ничего, кошелек я выкинул, а 5 тысяч рублей мне мама на хлебушек дала" может сработать в полицейском участке, где просто не захотят связываться с поиском доказательной базы. Но выглядит убого, недостойно и неэффективно в устах руководителей внешней политики «великой державы», претендующей на статус альтернативного полюса многополярного мира.
Третья ошибка - реализация ложных целей. Можно, конечно, сколь угодно долго не замечать, что твоя страна уже не является полноправным членом международного сообщества, все больше превращаясь из субъекта международной политики в объект воздействия внешних сил. Или тешить себя надеждами на какую-то поддержку со стороны Китая, Индии, Бразилии и еще бог знает кого. Но подобные заблуждения не просто отдаляют от реальности и деформируют ее, они способствуют тому, что политики и дипломаты продолжают упорствовать в достижении самоубийственных целей, руководствуясь искаженным представлением о своей международной роли и значении. И, как мантру, повторяя: "мы не вернемся к практике 90-х", "мы тогда во всем уступали, а они расширили НАТО", "мы стали другими, мы усилились, они видят в нас конкурента и завидуют нам – отсюда все их происки"...
Ошибка четвертая - вопреки всем всем реалиям современности Россия продолжает мыслить категориями международных отношений как минимум кануна Первой мировой войны. В головах российских экспертов и дипломатов до сих пор существуют проводящие подлинно суверенную политику первостепенные державы, державы второго уровня и разного рода «сателлиты» (типа Польши, стран Балтии, Румынии и вообще всей Восточной и Центральной Европы. Кроме, может быть, Венгрии и Чехии, позиция которых видится Москве более или менее дружественной).
Понятия Евросоюза и НАТО как целостной силы – экономической, политической и военной, словно не существуют для России. Тем более недоступно ее пониманию понятие евроатлантического политического и цивилизационного единства. Спору нет, внутри ЕС существуют разногласия и противоречия, но видеть в НАТО и ЕС не более чем готовую развалиться под действием российских контрсанкций слабую коалицию – это системная ошибка, глубокое и опасное политическое заблуждение.
Наконец, ошибка пятая - с приходом в Белый дом Дональда Трампа появилась мода все антироссийские демарши объяснять исходя из «анализа» внутриполитических противоречий внутри США. В последнее время к Трампу присоединилась Тэреза Мэй, о которой тоже стали говорить, что она пытается усилить свои политические позиции в борьбе с лейбористами за счет скандала с отравлением химоружием экс-сотрудника ГРУ Сергея Скрипаля. Конечно, внешняя политика в какой-то мере является продолжением внутренней, но абсолютизирвать это положение, да еще видеть коррупционную составляющую в каждом шаге по наращиванию военных бюджетов и по сдерживанию России – это небезопасно и как-то уж очень по-русски.
Теперь бросим взгляд на международную шахматную доску. Основные знаковые события хорошо известны. Не договорившись с Владиславом Сурковым о составе, статусе и дислокации миротворческого контингента, Курт Волкер делает ряд резких заявлений. Петр Порошенко заявляет о России как о стране-агрессоре, продолжает расти градус напряжения в Сирии, практически утратившей управляемость и территориальное единство. Всё громче звучат обвинения в адрес России и Башара Асада в применении химического оружия. Эксперты говорят, что то химическое оружие, которое не удалось найти в Ираке, было своевременно перевезено в Сирию. В свою очередь, этому оружию приписывается российское/советское происхождение. Якобы, оно не было уничтожено в соответствии с международными договоренностями, а передано Ираку (Сирии).
Практически одновременно происходят два «совершенно несвязанных» между собой события: получает тяжелейшее отравление Скрипаль и его дочь, а Трамп увольняет ассоциируемого в связях с русскими Рэкса Тиллерсона и назначает новым главой Госдепартамента Майка Помпео. Перед этим широко объявлено о том, что сведения о каких-либо связях Трампа с Россией не подтвердились.
Происходит консолидация англо-саксонского мира, о солидарности с которым заявляют ведущие европейские страны. В прессе в отношении России появляется определение "Rogue state" (хочется уже писать roguestate). Звучат заявления о признании действий России агрессией против страны-члена НАТО и о Кремле как пособнике террористов (о чем я предупреждал более года назад, в том числе на страницах LB.ua). На экспертном уровне с новой силой звучит призыв либо исключить Россию из Совбеза ООН, либо радикально реформировать эту организацию – понятно в каком направлении. Итак, как говорил Наполеон, "фигуры расставлены, игра начнется завтра".
А теперь о том, что из всего этого может получиться?
Россию уже обвиняют в невыполнении договора об уничтожении химического оружия, а также в агрессии против Украины и Великобритании – между прочим члена НАТО. Теперь нужно решение СБ ООН, на котором Россию либо исключить из СБ либо лишить её права вето. А поскольку Хезболла является международно признанной террористической организацией, а режим Асада буквально в полушаге от того, чтобы официально быть признанным таковой, то Россия можно обвинить в поддержке международного терроризма. Если бы еще и Верховная Рада Украины признала "ДНР/ЛНР" террористическими государственными режимами...
Все, кто хочет возразить и сказать, что это невозможно, поскольку противоречит договорам, уставам и нормам международного права – отсылаю ко второму и третьему пунктам обзора системных ошибок российской дипломатии в начале статьи.
А дальше может последовать заявление: поскольку Россия как "Rogue state", обладающая ядерным оружием и угрожает всему человечеству, то необходимо поставить это оружие и выполнение Российской Федерацией международных соглашений о запрещении одних видов вооружений и ограничении других под строжайший контроль международных наблюдателей. А ее государственный суверенитет «временно» ограничить. По сути, российское ядерное оружие надо поставить под международный контроль.
Что может предпринять Кремль? Ракету «Кинжал» запускать? Не думаю. И на кого Россия будет рассчитывать? На Китай, Индию и Бразилию? А они знают, что на них рассчитывают? Тогда может на ОДКБ? Так в его реальную поддержку верится с большим трудом.
Так что, повторюсь: фигуры расставлены. Но вот начнет ли Запад игру? На этот вопрос ни у меня, ни, я думаю, ни у кого на сегодняшний день ответа нет.
На этом фоне разговоры о бойкоте ЧМ по футболу и нелегитимности выборов в Крыму – не более чем мелочь, вишенка на торте.