ГлавнаяМир

НКЦУ: чемодан без ручки

LB.ua внимательно следит за событиями вокруг Национального культурного центра Украины (НКЦУ) в Москве. И за его ролью в жизни украинской общины Москвы, и за перипетиями с назначениями директоров Центра. 

Последняя наша статья - "Спасти Национальный культурный центр Украины в Москве", касалась возможности потери здания Центра в самом центре российской столицы, на ул.Арбат. Как стало известно LB.ua, сейчас история НКЦУ может получить неожиданную развязку.

Культурный центр Украины в Москве
Фото: dus.gov.ua
Культурный центр Украины в Москве

На 23 января 2018 года назначено заседание Арбитражного суда г. Москвы по иску компании «Татнефть» к государству Украина – ранее компания выиграла международный коммерческий арбитраж в Париже (Франция) по взысканию с государства Украина 144 млн долларов США и теперь требует от российских властей исполнить решение французского арбитража, арестовав имущество Украины в Москве. А именно – здание Культурного центра на Арбате.

Это история давняя и вялотекущая, но значительно активизировалась в 2018 году. Напомним, в 2007 году «Татнефть» заявила о силовом захвате Кременчугского НПЗ (18% акций которого принадлежало структурам ОАО "Татнефть", а еще 28,7% - министерству имущества Татарстана) структурами группы «Приват» и бизнесмена Александра Ярославского.

В мае 2008 года «Татнефть» предъявила иск Украине и в июле 2014 года выиграла дело: международный арбитраж обязал Украину выплатить компенсацию. Затем «Татнефть» подала в суды Москвы и Лондона: отделение королевской скамьи, Коммерческий суд в Лондоне и в Арбитражный суд города Москвы, иск против Украины.

"Основанием для вынесения арбитражного решения на сумму 144 миллиона долларов стало нарушение Украиной двустороннего соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций между Россией и Украиной и лишения ОАО Татнефть его акционерной доли в крупнейшем на Украине Кременчугском НПЗ", - заявили тогда в компании.

Таким образом, «Татнефть» считает, что здание 4000 м2 в центре Москвы может стать некой компенсацией ущерба.

Фото: ukrinform.ua

Такой вот «привет из прошлого» от Игоря Коломойского, благодаря деятельности которого тогда должна платить сейчас страна.

Пока что «Татнефть» терпела неудачу: арбитражный суд российской столицы в октябре 2017 отклонил иск компании. Причина: здание НКЦУ является объектом государственной собственности Украины и оно защищено международным правом - имеющим приоритет над правом внутрироссийским. Правда, суд отправил дело в суд первой инстанции – «по вновь открывшимся обстоятельствам». 

А обстоятельства эти следующие: истец утверждает, что здание НКЦУ, кроме задекларированного назначения, используется и для ведения коммерческой деятельности. Что является нарушением межгосударственного соглашения. И с высокой долей вероятности можно утверждать, что на упомянутое заседание 23 января «Татнефть» сможет предоставить доказательства коммерческой деятельности НКЦУ – некоторые ее помещения действительно сдаются в аренду магазинам и ресторанам. Что не запрещено, кстати, уставом НКЦУ – так как объект, принадлежащий Госуправделами президента Украины (ГУД), находится на самоокупаемости.

Подробно об этом LB.ua писал в своей статье «Культурный центр Украины в Москве: бизнес или культура?»

«Сам не гам – і другому не дам»

История подчиненности НКЦУ тоже не менее интересна: открытый после реставрации здания в 1998 году во времена президентства Леонида Кучмы как воплощение высокого уровня межгосударственной дружбы между Украиной и Россией НКЦУ со временем утратил свое значение: череда внешнеполитических факторов (Оранжевая революция 2004 года, Революция Достоинства 2014, а затем оккупация Россией Крыма и отдельных областей Луганской и Донецкой областей) продемонстрировали истинное лицо российского «братства». А последовавшее затем психологическое давление роспропаганды отбило охоту у многих украинцев Москвы лишний раз посещать неблагонадежное с точки зрения российских властей учреждение.

В январе 2003 года НКЦУ передали в управление Государственному управлению делами. И, несмотря на появление в 2006 году указа Ющенко о создании культурно-информационных центров Украины за рубежом в составе МИД (куда было бы логично передать и тот же НКЦУ), логика ГУД не поменялась ни при Ющенко, ни при Януковиче: они отбивали «информатаки» и крепко держались за НКЦУ. Хотя при этом не финансировали его (так ответили на запрос LB.ua).

Фото: uapress.info

И вот когда на Банковой почувствовали, что ситуация выходит из-под контроля (как из-за суда, так и из-за бездумной собственной кадровой политики) и опасность потери здания на Арбате стала реальной, ГУД вдруг сменил свою позицию и готов отдать НКЦУ.

Как стало известно LB.ua, с начала 2018 года в Кабинете Министров на согласовании находится проект Указа президента о передаче НКЦУ в подчинение МИД Украины.

«Сейчас идет к тому, что МИДу хотят повесить камень на шею, всучив им кота в мешке», - предупреждает LB.ua собеседник в правительстве, знакомый с ситуацией.

Спасательная соломинка

Ситуация кажется патовой. Остается небольшая надежда на то, что спасти НКЦУ может... деятельность Россотрудничества в Киеве. Которое работает на основании этого же «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины об учреждении и условиях деятельности информационно-культурных центров». Документ подписан в 1998 году, а полностью ратифицирован в марте 2012 года.

Именно наличие этого договора сдерживает сейчас Москву от подачи суду команды (думаю, ни у кого нет сомнения в послушности российских судов) забрать украинское здание на Арбате.

Так что если Киев первым нарушит Соглашение о функционировании информцентров (а призывы в Украине закрыть Россотрудничество звучат давно - что соответствует линейной, а не гибридной логике мышления в условиях войны), то у Москвы также пропадут основания сдерживать себя.

Фото: Макс Требухов

Для Москвы закрыть Россотрудничество не представляется сложной задачей: они находятся в Киеве в съемном помещении и поэтому при необходимости могут отозвать своих сотрудников и закрыться в течении 48 часов.

Но тогда и Киев однозначно попрощается со своим НКЦУ в Москве. А вот равнозначен ли такой размен: пятеро высланных ФСБшников (вместо которых приедут новые, в посольство) – на бесповоротно потерянное государственное имущество стоимостью в миллионы? Ответ, который должен дать себе каждый.

Что делать?

Первый шаг, таким образом, вырисовывается сам собой – пока не трогать Россотрудничество. Полученное же время использовать для того, чтобы покончить с «эрой ГУД» и привести НКЦУ к уставной деятельности. В частности, разорвать договора с существующими арендаторами.

Только после этого целесообразен второй шаг – издание вышеупомянутого указа президента о передаче НКЦУ в МИД Украины. Затем МИД должен провести аудит деятельности НКЦУ – так как он является субъектом хозяйствования согласно российскому праву, со всеми вытекающими отсюда обстоятельствами. В частности, важно провести ревизию существующих договоров аренды помещений, которые кроме НКЦУ и ГУД никто и не видел. Например, с рестораном KFC в 2016 году был подписан договор на 10 лет. Какие условия прописаны в случае расторжения контракта? Предусмотрены ли за это штрафные санкции и какие?

И третий шаг – передача «очищенного» НКЦУ на баланс МИД Украины. Который, затем должен стать частью «Украинского института», создаваемого украинским внешнеполитическим ведомством. И конкурс на замещение вакантной должности директора которого скоро будет опубликован – пока что набирают членов конкурсной комиссии.

В противном случае Украина или потерпит убытки, потеряв ценный объект недвижимости. Или МИД Украины станет «крайним», разгребая завалы многолетней бездумной кадровой и хозяйственной деятельности Госуправделами. За что, к слову, кто-то должен понести ответственность согласно закону.

Ігор СоловейІгор Соловей, журналіст
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram