В середине ноября российское издание «Известия» распространило информацию о якобы намерении Киева продать здание Национального культурного центра Украины (НКЦУ) на Арбате в Москве. К такому выводу российское издание пришло, процитировав слова некого анонимного депутата Верховной Рады. Роспропаганда традиционно повернула это как алчность украинцев, которые при стоимость здания в $4 млн якобы хотят продать его за $70 млн. Что является очевидным фейком.
Но правда и в том, что дыма без огня не бывает. Поводом для внимания «Известий» к теме, известного своей близостью к АП РФ и любовью собственника к заказным материалам, стал проект закона №0162 депутата от «Блока Петра Порошенка» Ирины Фриз. Документ предусматривал досрочное прекращение действия Соглашения между Украиной и Россией, которое регламентирует работу информационно-культурных центров на территории двух стран: НКЦУ в Москве и Российского информационного центра в Киеве.
Забегая наперед скажу, что законопроект не прошел - даже профильный комитет ВР по иностранным делам. Учитывая экспертные выводы государственных ведомств (МИД, Минюста, Минкульта, Минфина и ГосУправДелами президента (ГУД), которому и принадлежит НКЦУ) комитет не рекомендовал включать законопроект в повестку дня пленарной сессии и постановил отправить его на доработку.
В то же время поднятая в Москве информационная волна позволила снова вернуться к теме о ситуации с, а также внутри НКЦУ.
Взять в заложники
Ситуация выглядит так, что Украина серьезно рискует лишится НКЦУ вообще – и совсем не из-за желания его продать как преподносит российская пропаганда. А его могут просто отобрать. Дело в том, что на здание центра положила глаз нефтяная компания «Татнефть»: она выиграла международный арбитраж по взысканию с государства Украина 144 млн долларов США якобы за потерю активов в Украине. Татарская компания (а участники рынка говорят, что это не казанские, а уже москвичи) считает, что здание 4000 м2 в центре Москвы может стать прекрасной компенсацией ущерба. В связи с этим компания также судится в московских судах, доказывая свое право на объект украинской недвижимости.
Пока что безуспешно: арбитражный суд Москвы в октябре 2017 отклонил иск «Татнефти», так как НКЦУ является объектом государственной собственности Украины и он защищен международным правом (имеющим приоритет над правом внутренним). Но он отправил дело в суд первой инстанции – «по вновь открывшимся обстоятельствам». А обстоятельства эти следующие: истец утверждает, что здание НКЦУ, кроме задекларированного назначения, используется для ведения коммерческой деятельности.
Что частично является правдой - устав НКЦУ и позволяет сдавать свои помещения магазинам и ресторану для получения средств для обеспечения существования Центра. Ведь, как ответили в ГУД на запрос LB.ua, НКЦУ не финансировалось в течении последних 5 лет из бюджета. И выходит, что НКЦУ не только информационный, а еще и деловой центр. А значит не имеет права на иммунитет. А значит может быть забран за долги.
Такая аргументация, если на то будет политическая целесообразность Кремля, может быть вполне принята судьей при вынесении решения. Пока же Кремль останавливает вышеупомянутое соглашение об информационных центрах. Но если Киев его досрочно разорвет (срок действия был автоматически продлен в апреле 2017 года еще на пять лет) как предлагала депутат Ирина Фриз, то исчезнет и этот последний, по сути, барьер.
"Гордеев узел" проблем НКЦУ
Кроме того, есть еще другие основания переживать за судьбу НКЦУ.
Во-первых, административно-финансовая деятельность НКЦУ остается непрозрачной. Например, за сдачу помещений в аренду коммерческим организациям Центр, по последним данным, всего получает около 4 млн рублей ежемесячно (это около 68 тыс долларов). Если эту сумму разделить на сдаваемый метраж – около 1000 м2, то средняя стоимость квадрата составит 68 долларов (а некоторые компании платят вообще около 30 долларов/метр2). И это при рыночной стоимости в этом районе в 160 долларов/метр2. Ранее практиковалось, что в контрактах указывалась заниженная стоимость аренды, а разница шла в карман участникам схемы (арендатору, НКЦУ и ГУД). Как ситуация обстоит сейчас, при новых экономических условиях и при новом руководстве – пока неизвестно.
Кроме того, в подвешенном состоянии находится процесс продления аренды земли под зданием НКЦУ. Ранее было получено гарантийное письмо о продлении, но из-за кадровой чехарды процесс оформления запущен не был. При чем, сейчас появился риск повышения арендной платы – с коэффициента 0,5 (как для объектов культуры) до коэффициента 2,5 (как для деловых центров).
Во-вторых, профессиональные качества нового руководства вызывают, как минимум, сомнения. Ранее LB.ua неоднократно писало о нездоровой атмосфере, которая сложилась в центре. А также о перепетиях с назначениями руководителя этого учреждения.
О том, что конкурс на должность директора НКЦУ оказался фикцией сначала заявляла украинская диаспора.
А в процессе подготовки этого материала собеседники LB.ua из числа привлеченных к конкурсу лиц не под запись подтверждали, что конкурс был сфабрикован сотрудниками ГУД четко под одного кандидата - Валерия Юрченка, для легитимизации его назначения.
При этом причиной этого спектакля называлась якобы «просьба сверху». И прямо заинтересованными в назначении на должность директора именно Владимира Юрченка собеседники называли фамилии… бывших высокопоставленных чиновников времен Виктора Януковича. Например, такого как Владимир Сивкович и Андрей Клюеев. По их словам, скрывающиеся сейчас в России экс-чиновники сохранили возможность влиять на кадровые назначения в Украине через бывших сослуживцев по КГБ-СБУ, соратников по партии или продажных депутатов ВР. И свой человек на должности директора НКЦУ в Москве им нужен якобы для отчуждения этого имущества. А как минимум, для использования НКЦУ в информационных кампаниях.
При этом не понаслышке знающие ситуацию в Центре собеседники рассказали LB.ua, что сейчас в НКЦУ «вернулся совок». Что ощущается по характеру проводимых мероприятий. Мало того, частными гостями руководителя Центра вновь стали московские общественные деятели, которых раньше к НКЦУ не подпускали на пушечный выстрел – за их ярко выраженную антиукраинскую деятельность (поддержку оккупации Крыма, организацию в Москве «референдума» в ОРДЛО, материальную и информационную помощь российским коллаборантам на Донбассе).
«Так что эта команда точно за НКЦУ бороться не будет», - сказал собеседник издания.
Насколько описанные в этом разделе факты соответствуют действительности проверить тяжело – и задача, скорее, уже правоохранительных органов.
Как быть?
В таких условиях резонно возникает вопрос: как сохранить НКЦУ в собственности Украины? Не говоря уже о том, как в нынешней непросто ситуации между странами обеспечить, чтобы Центр выполнял свою главную роль – информационную?
Единственным возможным путем обезопасить НКЦУ от посягательства российской стороны и защитить государственную собственность считается принятие двух главных шагов.
Во-первых, привести режим использования НКЦУ в соответствие с требованиями использования дипломатического имущества, как это предусмотрено положениями Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. и Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года. То есть прекратить коммерческое использование НКЦУ.
Во-вторых, необходимо безотлагательно начать процесс перепрофилирования НКЦУ сначала в культурно-информационный центр в составе посольства Украины в РФ. С передачей Центра, вместе с недвижимым и иным имуществом, от ГУД в сферу управления МИД Украины. А затем следующим шагом должно стать присоединение НКЦУ к создаваемому при внешнеполитическом ведомстве «Украинскому институту».
Таким решением здание НКЦУ получит гарантии неприкосновенности, которые предусмотрены вышеупомянутыми Конвенциями. Также деятельность этого культурно-гуманитарного учреждения под руководством МИД получит необходимое кадровое усиление и содержательное наполнение. А ГУД одновременно избавится от несвойственных ему функций.
Эту же позицию поддерживают и собеседники LB.ua в МИД Украины, добавляя, что призывы разорвать соглашение о культурных центрах и закрыть НКЦУ являются «нелогичными» - поскольку дипотношения между странами не разорваны. Подобные же идеи являются «пиаром для внутренней аудитории». А «играть стоит в долгую».
Действительно, поламать - дело не хитрое... Путин - не вечен. А вот будет ли еще у Украины когда-нибудь возможность владеть зданием с украинским флагом на фасаде в самом центре российской столицы, буквально в километре от Кремля? Если да, то за какие средства?
Соответствующие предложение о переподчинении было также предоставлено комитетом по иностранным делам ВР президенту Украины Петру Порошенко, вместе с описанием критической ситуации в НКЦУ.
Более того, у главы комитета Ганны Гопко состоялся публичный разговор на эту тему с главой государства. На заседании нацсовета по реформам она выступила с предложением срочно переподчинить НКЦУ от ГосУправДелами Администрации президента МИДу, пока собственность не потеряна.
«Мне уже доложили о ситуации. У меня есть видение ситуации каким должно быть решение. Правоохранительные органы, ГПУ и НАБУ должны провести расследование», - сказал Петр Порошенко, не уточнив при этом свое видение: он «за» или «против» переподчинения.
Какое будет решение президента, которому по сути напрямую подчиняется НКЦУ - покажет время...