Провозглашение независимости
До 27 октября каталонский конфликт характеризовался тактикой задержек, угроз и двусмысленностью с обеих сторон. Когда парламент Каталонии проголосовал за независимость, это сделало конфликт более конкретным, но не менее запутанным. Впервые после окончания гражданской войны в Испании регион открыто оспаривает власть Мадрида, и впервые с конца 1970-ых годов, когда страна вернулась к демократии, Мадрид берет на себя управление институтами автономного региона. Что бы ни произошло дальше, это будет беспрецедентно.
"Мы основываем Каталонскую Республику в качестве независимой и суверенной страны под верховенством закона", - говорится в резолюции, которую зачитал спикер парламента перед тайным голосованием.
В решении парламента говорилось о начале процесса отделения, в частности, - о намерении разработать новые ключевые законы для Каталонии и начало переговоров "на равных" с властями Испании для установления сотрудничества. После подсчета голосов - 70 "за", 10 "против", двое воздержались - парламентарии исполнили гимн Каталонии. Тут стоит отметить, что каталонский парламент насчитывает 135 депутатов, и оппозиция - Социалистическая, Народная и Гражданская партии - в голосовании не участвовала, назвав весь процесс незаконным.
The moment the Catalan parliament votes to declare independence from Spain https://t.co/SsFrYwEEtk pic.twitter.com/MFAr93UDau
— BBC Breaking News (@BBCBreaking) October 27, 2017
Последствия
Ответ Мадрида не заставил себя долго ждать - правительство Испании задействовало 155-ю статью Конституции, что позволило распустить каталонские парламент и правительство, Женералитет возглавила вице-премьер Испании Сорайя Саэнс де Сантамария, а на 21 декабря в регионе были назначены новые выборы. Таким образом испанский премьер Мариано Рахой воплотил в жизнь озвученное им ранее заявление о том, что "правовое государство восстановит законность в Каталонии".
Как и ожидалось, ни одна страна не поддержала действия каталонских властей.
Для ЕС ничего не меняется. Испания остается нашим единственным посредником. Я надеюсь, что испанское правительство будет использовать силу аргумента, а не аргумент силы.
— Дональд Туск, президент Европейского совета
"Декларация о независимости, за которую сегодня проголосовали в парламенте Каталонии, является нарушением закона, Конституции Испании и Устава автономии Каталонии, что является частью правовой базы ЕС. Никто в Европейском Союзе не признает эту декларацию. Более чем когда-либо, необходимо восстановить законность как основу для диалога и гарантировать свободы и права всех граждан Каталонии", - заявил президент Европарламента Антонио Таяни.
Любопытно, что 28 октября, когда официальный представитель правительства Испании Иньиго Мендес де Виго предлагал отстраненному от власти главе Каталонии Карлесу Пучдемону готовиться к выборам, он заявил: "Я совершенно уверен, что он сможет проявить себя в демократической оппозиции Мадриду". Сам Пучдемон призвал сторонников к демократическому сопротивлению против прямого управления из Мадрида. "Очевидно, лучшая форма защитить то, чего мы уже достигли, - это демократическая оппозиция статье 155", - заявил он.
Однако уже 30 октября Генпрокуратура Испании подала в Национальный и Верховный суды два иска против каталонских политиков во главе с Пучдемоном, ответственных за провозглашение независимости, - с обвинениями в мятеже и растрате государственных средств. Испанское законодательство предусматривает, что виновные в подготовке мятежа могут быть осуждены к лишению свободы на срок до 30 лет.
Эти события сопровождались массовыми демонстрациями как противников, так и сторонников независимости Каталонии, проходившими и в самой Барселоне, и в Мадриде. Наибольшее внимание, впрочем, стоит уделить маршам в поддержку арестованных каталонских лидеров в Стране Басков, которая также считается не самым спокойным регионом Испании, - во многом благодаря действовавшей здесь до недавнего времени сепаратистской группировке ЭТА (Euskadi Ta Askatasuna, "Страна басков и свобода"). Баски, в частности, опасаются, что их регион "тоже может стать объектом агрессии".
Кроме того, Каталонию продолжают покидать компании, - уже более 2000 с начала октября, - которые опасаются юридической неопределенности, созданной политической и социальной ситуацией в автономии. На фоне кризиса сокращается также число рабочих мест.
Грядущие выборы
Центральное правительство не намерено постоянно контролировать Каталонию. Именно поэтому оно хочет провести региональные выборы 21 декабря, чтобы избрать новое каталонское правительство, хотя в то же Мадрид будет бороться за фактическое исполнение своих карательных действий в отношении лидеров автономистов.
30 октября, находясь в Киеве с официальным визитом, министр иностранных дел Испании Альфонсо Дастис заявил, что с помощью выборов Мадрид хочет "восстановить правовое управление и верховенство закона в Каталонии". "Мы надеемся и верим, что после этих выборов Каталония снова станет тем же обществом, каким она была раньше: открытым и интегрированным", - подчеркнул он.
О готовности участвовать в выборах заявила и Европейская демократическая партия Каталонии (ЕДПК), членом которой является Карлес Пучдемон. Именно эта право-либеральная партия стала основной силой в коалиции сторонников независимости, созданной в преддверии региональных выборов 2015 года. Из 62 депутатов, прошедших в каталонский парламент от коалиции, 29 представляли именно эту партию (в то время она называлась "Демократическая конвергенция Каталонии"). В ЕДПК, как и в Мадриде, надеются, что голосование позволит каталонскому обществу выразить свои чаяния.
Следует признать, что многие каталонцы по-прежнему выступают за отрыв от Испании. Об этом свидетельствуют и последние соцопросы, которые показывают, что сепаратистские партии выиграют выборы. Ожидается, что альянс сепаратистских партий Junts Pel Sí получит наибольшее количество мандатов - от 60 до 63, а поддерживающая независимость Popular Unity Candidacy (CUP) - 8-9, то есть автономисты сохранят большинство даже при получении минимально прогнозируемого для них количества мандатов.
В тот же день, 30 октября, Конституционный суд Испании приостановил в качестве меры предосторожности одностороннее объявление независимости Каталонии. Несколькими днями позже, 3 ноября, суд аннулировал законы, обеспечившие проведение референдума о независимости региона от Испании, а также отклонил апелляцию на применение статьи 155 Конституции Испании, которая ограничивает самоуправление в регионе..
Тем временем Пучдемон вместе с четырьмя другими отстраненными членами правительства прибыл в Брюссель. Бельгийский адвокат Поль Бекаерт взял лидера Каталонии в качестве клиента. Юрист заявил, что его подзащитный находится в Бельгии не для того, чтобы просить убежища, а за тем, чтобы подготовить ответ на любые возможные действия Мадрида. Впоследствии слова Бекаерта подтвердились.
31 октября, комментируя участие свой партии в выборах, Пучдемон заявил: "Мы будем уважать результаты 21 декабря. Но будет ли их уважать правительство Испании?". Хотя политик считает, что каталонский кризис - это проблема Европы, сама Европа новую "страну" заметит только при наихудшем развитии событий. Сейчас же ЕС продолжит настаивать на том, что каталонский кризис - внутренняя проблема Испании, из опасений, что он может активизировать сепаратистские настроения и в других странах, что обернется проблемами уже не только для национальных правительств, а и для всего Объединения.
Дело в том, что, в отличие от, к примеру, Шотландии, которая сейчас активно поддерживает Барселону, референдуму в Каталонии не предшествовали ни согласие Мадрида на плебисцит, ни долгие переговоры относительно возможности его проведения, ни полноценная всеиспанская кампания. Возможно, если бы ситуация вокруг Каталонии развивалась именно в таком ключе, нынешних событий удалось бы избежать, однако это не более чем догадки.
Впрочем, тут стоит отметить, что Пучдемон создал лобби, которое финансировалось каталонским правительством и должно было создавать положительный международный имидж Каталонии. Как следует из иска Генпрокуратуры Испании, поданного против членов отстраненного каталонского правительства, на поддержку Совета общественной дипломатии в Каталонии (Diplocat) только в 2017 году было потрачено более €2 млн из бюджета региона. В рамках этой кампании в Каталонии также создали ведомство, которое открыло дипломатические миссии как минимум в девяти европейских странах.
В субботу, 4 ноября, Пучдемон призвал сторонников независимости Каталонии представить единый список для выборов. Более того, был создан сайт, где ведется сбор подписей в поддержку его инициативы. На момент написания статьи предложение поддержали более 128 тыс. человек и их число продолжает расти.
Теперь, когда ряд членов бывшего каталонского правительства оказался в тюрьме, а беглый Пучдемон и его министры сдались бельгийской полиции и были отпущены под подписку о невыезде, мировое сообщество продолжает внимательно следить за происходящим. Арестами сепаратистов Мадрид продемонстрировал свою законную власть, но одновременно невольно помог автономистам, которые в своей предвыборной кампании могут использовать лозунги о "политических заключенных".
Досрочные выборы в Каталонии позволят испанскому правительству выиграть некоторое время, но не решат его проблем, особенно если им не будут предшествовать институциональные реформы. Мадрид уже заявил, что готов увеличить финансирование Каталонии и реформировать конституцию, чтобы удовлетворить потребности автономных регионов Испании, однако едва ли он сможет провести значимую реформу прежде, чем каталонцы вернутся на избирательные участки. Если же Мадриду не удастся вернуть поддержку хотя бы некоторых из каталонцев, выступающих за независимость, одни лишь выборы не прекратят конфликт в регионе, они просто станут новым этапом этого конфликта.