Одним нагнетанием ситуации в Крыму и вокруг него (репрессии крымских татар, милитаризация полуострова, дело «диверсаннтов» и пр) закрепление полуострова за Россией не ограничится. Параллельно с этим Москва проводит ряд организационных мероприятий, которые направлены на юридическое закрепление оккупации полуострова.
Один из таких шагов мы видели недавно – это ликвидация Крымского федерального округа и присоединение полуострова к ЮФО.
Кроме того, на очереди еще одно мероприятие – проведение на полуострове парламентских выборов в Госдуму, которые в оккупированном Крыму пройдут впервые, а главное – дальнейшая их легализация на международном уровне.
В этом контексте важное значение уделяется иностранным миссиям, которые приедут наблюдать за голосованием – их присутствие должно подтвердить принадлежность Крыма к внутрироссийской повестке дня, а также зафиксировать «честную процедуру проведения выборов». В дальнейшем решение международных наблюдательных миссий будет использоваться российской пропагандой аналогично «референдуму» 16 марта 2014 года: когда широко рекламируется полученный результат, а обстоятельства, при которых он проходил (фактически под дулами автоматов иностранной армии) замалчиваются.
В Кремле осознают, что с западными наблюдателями договориться о такой схеме по крымскому вопросу вряд ли удастся. Вероятно, поэтому работа наблюдательной миссии БДИПЧ ОБСЕ в Крыму пока под вопросом. Косвенно это подтверждает поведение руководителя миссии БДИПЧ ОБСЕ по наблюдению за выборами в Госдуму РФ - на пресс-конференции в Москве Ян Петерсен отказался отвечать на вопрос украинского журналиста о том будут ли отправлены наблюдатели миссии в оккупированный Россией Крым – у обсешников нет окончательного решения и поэтому они стараются не афишировать свою будущую миссию пока идут переговоры.
К слову, недопуск ОБСЕ в Крым для оценки ситуации с «диверсантами», может быть звоночком о будущем решении Кремля и по вопросу выборов.
Более сговорчивыми традиционно являются наблюдатели от стран СНГ – раньше они всегда штамповали нужные выводы даже для грязных избирательных кампаний далеких от демократии стран на постсоветском пространстве. Но сейчас страны СНГ оказываются в сложном положении: ведь никто даже из самых преданных союзников Москвы аннексию полуострова до сих пор не признал. А присутствие же наблюдателей от СНГ в Крыму даст возможность российской стороне в последующем заявить о признании государствами Содружества Крыма как территории РФ.
Интересно, что и здесь российская сторона традиционно прибегает, как стало известно LB.ua, к некоторым уловкам. Так, детали организации наблюдательной миссии СНГ на выборах в Госдуму, а также процесса утверждения кандидатуры председателя миссии держатся в секрете. В первую очередь для того, чтобы предотвратить блокировку данного вопроса со стороны Украины.
Дело в том, что приглашение взять участие в наблюдении за парламентскими выборами российской стороной были отправлены в страны СНГ в обход установленной процедуры: не через центральный офис Исполкома СНГ в Минске (там есть украинский представитель), а через экономический офис Исполкома, расположенный в Москве.
- В соответствии с установленной процедурой в случае организации в одной из стран СНГ выборов или референдума данная страна должна послать по адресу Исполнительного комитета СНГ (г.Минск) приглашения принять участие в наблюдательной миссии. После этого Исполком СНГ направляет соответствующие письма в государства Содружества с просьбой подготовить и направить кандидатуры в состав миссии. Кандидатуру председателя наблюдательной миссии может предложить как страна, которая приглашает, так и Исполком СНГ. Председатель миссии утверждается, как правило, на очередном заседании Совета постоянных полномочных представителей государств–участниц СНГ (СПП СНГ) при уставных и других органах Содружества. В отдельных случаях кандидатура может быть согласована в рабочем порядке.
Тоже из Москвы, опять в обход Исполкома СНГ в Минске, приглашения были отправлены непосредственно на МИД стран Содружества. Украина, ввиду официального выхода в 2015 году из мониторинговой миссии на выборах СНГ, такое приглашение не получала.
Мало того, Исполком в Минске не был даже в курсе о такой бурной деятельности своего московского отделения – об отправке приглашений странам СНГ для участия в наблюдении за выборами и вероятном начале работы мониторинговой миссии (с августа) в минском офисе узнали… из публикаций в СМИ. При чем, даже после этого представители России в минском офисе Исполкома пытались “затянуть” дальнейшее распространение в СМИ данной информации.
Кроме того, ключевой вопрос - кто возглавит миссию СНГ. Но данный вопрос на заседаниях Совета постоянных представителей СНГ ни разу не поднимался. Отсутствует он и в порядке дня очередного заседания 30 августа. Скорее всего, этот вопрос будет продавливаться российской стороной кулуарно, “в рабочем порядке”, а главное – без предупреждения представителей Украины при Исполкоме СНГ в Минске: чтобы минимизировать возможность Киева помешать данному процессу, который может заблокировать решение либо внести в протокол заседания «отдельное мнение» украинской стороны.
Как запасной (а может и дополнительный) вариант легализации российских выборов в Крыму будет использоваться вливание Крыма в Южный федеральный округ России: ведь международные наблюдатели могут в Крым и не доехать, но, расписываясь за «честные выборы» в ЮФО, этот вывод автоматически распространяется и на всю территорию округа, в том числе оккупированную.
В этой связи наблюдателям от стран СНГ остается порекомендовать быть осторожнее и не попасть в выставленную россиянами ловушку. А также читать внимательно документы, которые им будут предлагаться российской стороной (или выбранным втайне главой миссии) для одобрения после выборов в Госдуму. Ведь таким образом Россия попытается сделать их соучастниками незаконной аннексии Крыма. А ведь последствия – международные санкции, будут распространены на всех соучастников преступления.