Сразу после теракта в аэропорту им.Ататюрка 28 июня, который унес жизни 45 человек и где получили ранение более 200 пассажиров, были озвучены следующие версии об исполнителях:
- это ИГИЛ, который мстит за контртеррористическую операцию Турции (эту версию сами террористы опровергли)
- это курды, которые воюют за независимость Курдистана
- это ХАМАС, который недоволен нормализацией отношений Турции с Израилем, что предполагает жесткие меры против палестинских террористов.
- это сам Эрдоган, который таким образом в очередной раз хотел "закрутить гайки"
Была еще и пятая версия – что это дело рук России. Но в Турции ее публично не озвучивали, она считалась "конспирологической" и была популярной преимущественно в украинском экспертном обществе.
В результате официальная Анкара остановилась на версии – теракт в аэропорту является делом рук ИГИЛ. Президент Турции Эрдоган так и заявил: «Около 20 боевиков Исламского государства», в основном иностранцы, находятся под стражей в связи с нападением на стамбульский аэропорт». И хотя позже число задержанных возростало, версия об ИГИЛ не менялась.
Однако затем появились детали, которые вынуждают посмотреть на ситуацию под несколько иным углом: боевиками ИГИЛ оказались граждане России, аж 11 из 17 задержанных иностранцев. Из них, например, россиянами оказались двое смертников, совершивших подрыв в аэропорту, а также организатор – им считают чеченца Ахмеда Чатаева (о нем далее).
Данная информация несколько модифицирует основную версию случившегося, так как возлагает вину не на абстрактных «искателей приключений», а совершенно конкретно указывает на Россию как страну, которая может стоять за терактом в аэропорту Стамбула.
Попробуем разобраться в этой версии.
Навязчивое партнерство
Во-первых, самые резонансные террористические акты, ответственность за которые взял на себя ИГИЛ, происходили в последнее время накануне важных переговоров первых лиц РФ и стран запада, на которых Кремль пытался навязать им партнерство в борьбе с терроризмом. Так что это уже четвертое кровавое событие, которое из случайного совпадения превращается в закономерность.
Так, террористическая атака в Париже произошла 13 ноября прошлого года и явно была приурочена к встрече министров иностранных дел по сирийской проблеме на 14 ноября, и самое главное – к саммиту G-20 в Турции, который начался 15 ноября.
Взрыв в Брюсселе в марте 2016 года произошел за день до визита Керри в Москву.
А теракт в казахском Актобе состоялся ровно за день до прилета Сергея Шойгу в Казахстан, где в повестке дня значилось так же и усиление совместной борьбы с терроризмом.
Поэтому стамбульский теракт вполне вписывается в кремлевские шаблоны – он произошел ровно за день до первого после длительного перерыва разговора Путина и Эрдогана. Теракт в вотчине турецкого президента вполне мог предназначаться для того, чтобы показать силу российского коллеги: шокированный терактом Эрдоган наверняка должен быть более уступчивым в вопросах Сирии и борьбы с ИГИЛ – именно по тем направлениям, где у Москвы и Анкары до сих пор существуют существенные противоречия.
В работоспособности такой тактики Кремль убедился на практике - во взаимоотношениях с теми же США, но во времена президента Буша-младшего: шокированный терактами 11 сентября 2001 года американский президент охотно согласился на помощь Путина, который и позвонил тогда ему первый. Дальнейшее взаимное сотрудничество Кремля и Белого дома стало кульминацией российско-американских отношений.
Туристы-камикадзе?
Отношения между Россией и Турцией были более чем напряженные – после уничтожения Турцией российского бомбардировщика между старанами больше полугода шла информационная и экономическая война. И тут Эрдоган кардинально меняет свою позицию, приносит извинения семьям погибших. А Путин раз - и моментально снимает запрет на отдых россиян в Турции. При чем это решение принимается сразу на следующий день после громкого теракта в Стамбуле.
Совпадение?
Возможно. Но вероятнее всего Путин уверен, что терактов в Турции больше не будет и его граждане не будут страдать в терактах. Тогда возникает вопрос - на какой информации основывается такое убеждение лидера Кремля? Что он знает такого, что позволяет ему спокойно отправлять своих граждан в потенциально опасный регион?
Чеченский след
Списывать все преступления на безликий ИГИЛ очень удобно. Но если копнуть глубже и посмотреть, их кого же состоит эта «сборная солянка», то картина складывается довольно занимательная, такая себе «бондиада» на современный манер.
Дело в том, что костяк ИГИЛ составляют бывшие иракские военные времен Саддама Хусейна (многие из которых учились в СССР). Также там воюют недовольные Башаром Ассадом сирийцы. Но в рядах ИГИЛИ есть и граждане России: только официально, по данным российского Совета Безопасности, таких около 2 тыс человек. А сколько еще неучтенных бегают по пустыне с оружием? По информации Reuters, сегодня можно говорить о целой группе русскоязычных боевиков – из РФ и стран Азии, которая насчитывает от 5 до 10 тысяч боевиков. Неудивительно, что на подконтрольной ИГИЛ территории дорожные знаки даже на трех языках: арабском, английском и русском.
Мало того, в ИГИЛ едут не только фанатичные или отчаявшиеся – многих граждан России в ИГИЛ посылают специально! Соответствующее признание сделал глава Чечни Рамзан Кадыров в эфире телеканала «Россия-1» 10 февраля 2016 года.
По его словам, в Центре сил специального назначения под Центароем проходили подготовку бойцы, которые действуют в Сирии. Кроме того, Кадырову, как он сказал в сюжете, «удалось создать разветвленную агентурную сеть непосредственно внутри ИГИЛ», куда были «направлены лучшие бойцы республики».
Можно ли исключать вариант, что взрывы в аэропорту Стамбула организовали головорезы Кадырова? Зная вероломность РФ – такой вариант надо держать в уме.
Подтверждение тому – предистория стамбульского взрыва: дело в том, что российские боевики свободно себя чувствовали в Турции еще и до теракта в аэропорту, проводя неоднократно в этом регионе нелегальные силовые акции:
- с 2008 по 2011 годы в Турции были убиты шесть активистов чеченского сепаратистского движения. Все они, по версии правоохранительных органов Турции, были организованы российскими спецслужбами
- в 2012 году в Турции задержаны два турка: 47-летний Мурат Алуч и 24-летний Омер Пельтек, которые убили "почетного консула Ичкерии", турецкого бизнесмена Медет Унлю. На допросе Мурат дал признательные показании: оказалось, что турецких уголовников наняли спецслужбы РФ. И задержание турок произошло после серии других громких убийств, при расследовании которых были схвачены несколько предполагаемых сотрудников российских спецслужб
- в том же 2012 были также задержаны Зияуддин Махаев, которого чеченская диаспора в Стамбуле считает "эмиссаром" Кадырова, а также 55-летний Александр Жарков, которого считают одним из киллеров
- в декабре 2014 году в Стамбуле уже был расстрелян известный узбекский проповедник Абдулла аль-Бухари. Киллера задержали и им оказался "чеченский стрелок, с поддельным паспортом гражданина Украины и пистолетом". Глава Узбекской Ассоциации в Турции Адем Чевик заявил по этому поводу, что по имеющийся у них информации "это убийство организованно совместно с российской разведкой»
- снова «наследили» в Турции российские граждане в апреле 2016 года – тогда в Стамбуле задержали уроженца Чечни Магарби Исаева. Турецкие правоохранители подозревали его в подготовке «убийств других чеченцев». Мало того, задержанный Исаев был связан с задержанными накануне гражданами России Юрием Анисимовым и Александром Смирновым, которых обвинили в причастности к убийству выходца из Чечни Абдулвахида Эдильгериева
- из самого «свежего» - за планирование теракта во время гей-парада в Стамбуле задержаны трое мужчин, подозреваемых в связях с ИГИЛ. По данным турецкого новостного агентства Dogan, один из задержанных является гражданином Турции, двое других - уроженцы Чечни или Дагестана.
Боец невидимого фронта
Организатором теракта в аэропорту Стамбула турецкие спецслужбы считают Ахмеда Чатаева – бывшего российского гражданина, а затем получившего убежище в Австрии. Российская позиция по этому поводу – «а мы говорили, а мы предупреждали, а эти люди – вообще у нас в розыске».
Правдоподобной она выглядит только на первый взгляд. Если копнуть глубже, то окажется, что героическую биографию многим «борцам с российским режимом» специально обеспечивают российские спецслужбы: для дальнейшего «выведения» нужных им людей за границу. Например, по линии различных программ переселения и помощи политическим беженцам. И это уже даже не конспирологическая версия, а свидетельство офицера-перебежчика из ФСБ, готовившего во время своей службы в органах такую «биографию».
В своем интервью он напоминает, что правозащитники Европы из благих намерений помогали выехать тем людям, которые подвергались преследованию в России. Но ФСБ «внедряло» в их среду и своих людей – им делался необходимый пакет документов и обеспечивалась легенда. Бывший офицер российской спецслужбы рассказал, что конкретный человек получал пакет документов, загранпаспорт, справку о преследовании родственников, о делах в ФСБ или МВД в Чечне и Дагестане, газетные публикации о причастности человека к незаконным вооруженным формированиям, о преследовании его правоохранительными органами.
Затем человека вели к местам фильтрации за рубежом. Примерно год этого человека никто не трогал. После прохождения длительного времени на этого человека выходили, например, чеченские старейшины, которые были связаны с ФСБ и одновременно с диаспорой за рубежом. Далее на этом этапе шла финансовая помощь – сначала тысячи, потом десятки тысяч долларов для поддержки семьи, для организации коммерческой деятельности, для прикрытия разведывательной или диверсионной деятельности.
Кстати, спустя годы опасность в Европе признали – но уже столкнувшись с мигрантами с Ближнего Востока: Меркель заявила, что террористы попадают в Европу под видом мигрантов.
Вот и жизненный путь Ахмеда Чатаева до его появления в ИГИЛ странным образом подтверждает такую тактику российских спецслужб.
Ахмеда Чатаева - по кличке "Однорукий", задержали во время второй чеченской кампании, однако каким-то образом он сумел избежать срока и в 2003 году перебрался в Австрию, где получил статус беженца. Он заявлял, что его якобы жестоко пытали в СИЗО и даже отрезали руку (по другим данным, рука была ампутирована из-за ранения).
Уже в марте 2008 года его вместе с другими выходцами из Чечни задержали на пароме, прибывшем в шведский город Треллеборг. В машине, оформленной на Чатаева, были обнаружены автоматы Калашникова, взрывчатка и патроны. Сам "Однорукий" утверждал, что арсенал ему подкинули.
Отсидев в шведской тюрьме больше года, Чатаев перебрался в Украину. Там «Однорукого» снова арестовали, но уже по требованию российских правоохранительных органов. Однако до экстрадиции дело не дошло: за чеченца вступились правозащитники, напомнившие украинским властям, что Чатаев получил статус беженца в Австрии и находится под защитой этого государства.
Спустя год Ахмед Чатаев был задержан уже в Грузии, в ущелье Лопота, где после столкновения с отрядом боевиков грузинские силовики проводили поисковые мероприятия. В том бою были убиты 11 бандитов, а также погибли трое грузинских силовиков. Чатаев заявил, что никакого отношения к той группе боевиков не имел. Тбилисский суд оправдал Чатаева, и он, просидев в тюрьме лишь несколько месяцев, вышел на свободу.
И после всего этого он перебрался в Сирию и сейчас, по данным российских спецслужб, курирует в ИГИЛ все российское направление.
Поэтому сейчас российским СМИ и экспертам удобно «вешать» Чатаева на Европу, которая дала ему убежище, Украину и Грузию, где его задерживали и отпустили.
Исходя из вышеуказанного можно утверждать, что участие граждан России в теракте в аэропорту Стамбула 28 июня, а также в других подобных преступлениях в различных точках мира является подтверждением одного простого факта: нынешняя российская власть, состоящая из выходцев из спецслужб (вот она, настоящая «хунта») всячески содействует терроризму. И поэтому признание России страной, которая поддерживает терроризм – первый шаг для предотвращения дальнейших преступлений ее руководства.
А сознательную «утечку» информации о российском гражданстве террористов в турецких СМИ вполне можно считать сигналом Анкары Кремлю – «ребята, мы все знаем».