В 22 субъектах России было решено отказаться от прямых выборов мэров региональных столиц.
Как сообщает РБК, выборы региональных властей предпочли доверить власть в городах управленцам по контракту: мэрам разрешили избираться только в 14 административных центрах из 80 (в Московской и Ленинградской областях нет столиц, Москва и Санкт-Петербург - города федерального значения, их главы считаются губернаторами), в том числе оппозиционных Новосибирске и Петрозаводске.
Серьезное сокращение института прямых выборов мэров региональных столиц стало результатом первого этапа реформы муниципального самоуправления (МСУ), запущенной российскими властями в этом году, отмечает агентство.
Законодатели и разработчики последней реформы МСУ особенно выделяли, что федеральный центр делегирует регионам право устанавливать одну из четырех моделей муниципального самоуправления. Но регионы, которым дали срок на самоопределение до конца года, не возвращали выборы в своих столицах. Наоборот, в 22 региональных столицах прямые выборы отменили - мэры там избираются из составов горсоветов, занимают должность спикера и не обладают полномочиями исполнительной власти, которые передают сити-менеджерам, нанимаемым на конкурсной основе.
Реформа затронула большинство городов, где сильны оппозиционные настроения: помимо Ярославля и Рыбинска от выборов отказались в Астрахани, Архангельске, Ярославле и Горно-Алтайске.
В Новосибирске и Петрозаводске, где городские администрации возглавляют коммунист Анатолий Локоть и член партии "Яблоко" Галина Ширшина, выборы сохранили, отмечает РБК. Локоть сумел выстроить продуктивные отношения с новосибирским губернатором Владимиром Городецким - подтверждением взаимопонимания стал отказ КПРФ выдвигать своего кандидата на губернаторских выборах в этом году. Поэтому Городецкий не стал будоражить политическое спокойствие в регионе, считает эксперт КГИ Андрей Максимов.
В Карелии же, напротив, конфликт между Ширшиной и главой региона Александром Худилайненым зашел так далеко, что уже на протяжении года является одной из основных тем в местной прессе. По мнению Максимова, Худилайнен просто не решился отменять выборы в столице, поскольку сам еще не прошел через процедуру прямых выборов.
Максимов не исключает, что в дальнейшем избираемых мэров останется еще меньше. Свердловская областная дума приняла региональный закон, в котором предусмотрела отмену выборов для Екатеринбурга, Нижнего Тагила и Каменск-Уральского. Однако закон пока не применили.
Резкое сокращение прямых выборов мэров касается только столиц, а не средних городов и поселений, рассказал РБК Александр Пожалов, директор по исследованиям фонда ИСЭПИ, участвовавшего в разработке концепции реформы. В целом по России, по его данным, муниципальных образований, чьи главы избираются из состава советов депутатов, сейчас около 55-57%, в прошлом году таких было 45%.
Цель реформы - повышение эффективности управляемости хозяйством и снижение политической конфронтации разных уровней власти на территориях, особенно в нынешнее кризисное время, объяснил Пожалов. Он также напомнил, что предстоит второй этап реформы – перераспределение полномочий между региональной и муниципальной властью. "Вряд ли региональная власть передаст муниципальной больше полномочий и ресурсов, если ей не доверяет или не видит ее эффективность", - объяснил эксперт переход от прямых выборов к модели сити-менеджеров в большинстве регионов.
По словам главы Всероссийского совета местного самоуправления (ВСМС), председателя профильного комитета Совета Федерации Дмитрия Азарова, сейчас основной проблемой является низкий уровень самоорганизации общества, без которого не будет местного самоуправления, но реформа будет продолжаться.