ГлавнаяОбществоЖиття

"Дело Шеремета": Юлию Кузьменко выпустили из-под стражи под круглосуточный домашний арест

Под стражей она находилась 248 дней.

"Дело Шеремета": Юлию Кузьменко выпустили из-под стражи под круглосуточный домашний арест
Фото: Lb.ua

Апелляционный суд отпустил подозреваемую в убийстве Павла Шеремета волонтера и врача Юлию Кузьменко под круглосуточный домашний арест.

Об этом сообщает корреспондент LB.ua.

Адвокат Тарас Безпалый просил суд изменить меру пресечения на любую другую, не связанную с содержанием под стражей.

Кузьменко грозит до 15 лет лишения свободы или пожизненное заключение. Под стражей она находилась 248 дней.

Адвокат просил суд выяснить причину неявки прокуроров на два предыдущих заседания и назвал это "процессуальной диверсией».

По словам стороны обвинения, четверо из прокуроров были в отпуске, а девять отдали предпочтение другим производствам. Почему, не объяснили.

Фото: LB.ua

Фото: LB.ua

"Я ознакомился с 38 томами дела и никаких доказательств не увидел. Защите отказали в проведении следственных и процессуальных действий, ссылаясь на то, что следствие закончено. Риск препятствовать и скрываться не доказан. Никакие свидетели в деле не говорят о причастности Антоненко, Дугарь и Кузьменко. Нет достаточных оснований подозревать лицо", - сказал адвокат.

Он добавил, что должны быть новые доказательства в обоснование рисков. Однако их нет. Безпалый также сослался на практику ЕСПЧ, согласно которой риск побега подсудимой не может определяться только суровостью наказания.

"Четыре раза после момента, когда убили Шеремета, Кузьменко была за границей. Риск в том, что она отдыхала и участвовала в научной конференции? Кроме того, прокурор пишет, что Кузьменко родилась в Горловке и может туда бежать. 50 писем от волонтерских организаций и воинских частей говорят, что она приезжала туда с волонтерской помощью. Она есть в списках на уничтожение квазиреспублик "ДНР" и "ЛНР". Надо быть суицидным лицом, чтобы поехать туда, где тебя бросят на подвал или убьют. И прокурор, ранее работавший в военной прокуратуре, понимает, что это абсурд", - сказал адвокат.

По словам Кузьменко, на неподконтрольной территории у нее нет ни друзей, ни родственников, ни недвижимости.

Кроме того, адвокат ссылался на ответ Минюста, согласно которому методики проведения экспертизы походки не существует.

Он проинформировал, что Харьковский, Львовский, Одесский научные институты судебных экспертиз отказались провести такие экспертизы, поскольку невозможно узнать по двум видео людей в рамках психологического исследования личности.

"Минюст открыл производство по привлечению к дисциплинарной ответственности эксперта Юрия Ирхина. Он не явился на рассмотрение. Ищет кого-то, чтобы написали рецензию. У нас есть законные методы ломать эту вакханалию", - сказал Безпалый.

Вместе с тем, Кузьменко также отрицает свою причастность к убийству Шеремета.

"Я нахожусь в непостижимой для себя ситуации. Жду от вас не милосердия, а справедливости. Это слова Василия Стуса на первых заседаниях, где он мечтал найти судей, которые верны присяге. Репрессии - это устойчивый набор штампов, которые превращают дела в клише. Когда требовалось опорочить какое-то движение, открывали дела по тяжелым обвинениям. Рейтинг доверия к волонтерско-добровольческому движению и стал основанием, что на роль убийц были выбраны именно мы", - сказала она.

Кроме того, она отметила, что нет мотива в этом деле. И назвала его "современным апгрейтом антисоветской деятельности". Кузьменко в который раз отметила разницу в росте с Антоненко в 14 сантиметров.

"Его экспертиза на украинском языке, подписи нет. Это издевательство над людьми при полном отсутствии доказательной базы", - сказала Кузьменко.

Зато, по мнению прокурора Тарасюка, подозрение обоснованно, а риски якобы есть. По словам прокурора, есть риск влияния на экспертов.

"Один вывод Бирча и все, больше нет ничего", - резюмируют судьи.

Вероятность допросить экспертов как свидетелей в производстве прокуратура также считает давлением. Хотя судьи возразили, поскольку это стандартная практика, а эксперты предупреждаются об уголовной ответственности.

По просьбе судьи прокурор также не смог привести никаких доказательств в подтверждение связи между неустановленными организаторами и Кузьменко.

По мнению судей, риски потеряли свою актуальность.

Напомним, 21 мая стало известно, что подозреваемым по делу - Юлии Кузьменко, Яне Дугарь и Андрею Антоненко - изменили подозрения на исполнителей. Теперь из подозрений исчезли упоминания об "ультранационалистических идеях" и "величии арийской расы", а организаторами следствие теперь называет неустановленных лиц. 22 мая адвокаты сообщили о том, что Национальная полиция завершила досудебное следствие относительно троих подозреваемых.

Журналист Павел Шеремет погиб 20 июля 2016-го в 7:45 в результате взрыва машины. Расследование его убийства чиновники публично называли "делом чести", впрочем более 3,5 лет, несмотря на многочисленные экспертизы, допросы более 1000 человек, изъятие видео с камер наблюдения объемом более 150 терабайт, в деле не было ни одного официального подозреваемого.

В декабре 2019-го подозреваемыми по делу Шеремета правоохранители назвали музыканта Андрея Антоненко вместе с врачом и волонтером Юлией Кузьменко и медсестрой одного из парашютно-десантных батальонов Яной Дугарь. Мотивом подозреваемых следователи считают попытку дестабилизировать социально-политическую ситуацию в Украине.

17 июля Печерский суд Киева продлил еще на два месяца меры пресечения подозреваемым в убийстве журналиста Павла Шеремета. Андрея Антоненко и Юлию Кузьменко еще на два месяца оставили в СИЗО, Яну Дугарь - под домашним арестом, частично отменив ограничения.

Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram