1. До недавнего времени в Украине существовало две канонические православные церкви - УПЦ (которую называли УПЦ МП, чтобы не путать с отделившимся от неё Киевским патриархатом) и УГКЦ. Если на табличке на храме написано просто - Украинская православная церковь, это значит, что перед вами храм УПЦ МП.Новая единая церковь будет называться Православная церковь Украины.
2. Ни сами храмы, ни территория, на которой они построены, не принадлежат никакой церкви. Они принадлежат общине и как правило построены за деньги этой общины и поддерживаются её силами (уборка, облагораживание территории, возле некоторых храмов разбиты небольшие парки, детские площадки и так далее).
Именно община будет решать (это предусмотрено в том числе ст.8 Закона о свободе совести), присоединится ли она к новой и единой украинской церкви, и требовать этого от своего настоятеля.
3. Именно прихожане своими пожертвованиями содержат церковь. Патриархия в Москве никак не спонсирует деятельность церквей в Украине. То, что все священники богаты - миф. Да, в Киеве много богатых приходов (а в крупные знаменитые монастыри желающие замолить грехи нередко приносят деньги целыми мешками), и это может отражаться на финансовом положении настоятелей. Но есть и очень небогатые, а в маленьких городах и сёлах служители едва сводят концы с концами. Это, опять-таки, означает, что самое большое влияние на судьбу прихода имеют именно прихожане.
4. Если какая-то группа людей попробует силой изгнать священника УПЦ МП, его обязательно придут защищать прихожане. Они будут драться не за Москву и не за Кирилла, не за религию, не за каноничность и даже не за Христа. Они будут защищать своего священника, который крестил их детей и отпевал их родителей, который причащал их по воскресеньям и святил их паски, вербовые ветви и яблоки, а в некоторых случаях - автомобили и квартиры. Хорошие священники работают психотерапевтами, они не только помолятся за паству, но и поддержат, благословят на трудное дело, помогут советом. Потому в большинстве случаев священник является дорогим и близким человеком для прихожан.
5. Приходы УПЦ МП не передают никаких денег в Москву. Но существует официальный механизм иерархических “поборов” - это закупка свечей, икон и других товаров церковного обихода у принадлежащего РПЦ предприятия “Софрино”, которое расположено в Московской области. По сути, это косвенный налог в пользу Москвы.
6. Возникает много вопросов об имуществе двух крупнейших Лавр - Киево-Печерской и Почаевская.
В Верхней части Киево-Печерской Лавры функционирует национальный заповедник (кстати, вопреки расхожему мнению, именно заповедник берёт деньги за вход в Лавру, вход в монастырь и пещеры находится чуть дальше, и он - бесплатный). Так называемая “Нижняя Лавра” находится в безоплатном пользовании Свято-Успенского монастыря (УПЦ МП), и недавно мы писали о возможных условиях расторжения этого договора.
Почаевская Лавра находится в государственной собственности - входит в состав Кременецко-Почаевского государственного историко-архитектурного заповедника. И никогда не переходила в собственность УПЦ МП, хотя у неё есть право пользования до 2052 года.
7. “Московскими” священники УПЦ МП являются очень условно - большинство их них родилось в Украине, здесь учились в семинарии и здесь же были рукоположены. При этом влияние из Москвы УПЦ, конечно же, было сильным, хотя для рядовых священников - неравномерным. В том время как в одних храмах настоятели призывали, например, голосовать за Януковича, потом - не ходить на Майдан, а потом говорили о “братоубийственности” войны на Востоке, в других священники собирали деньги и продукты для бойцов АТО и вычеркивали поминание патриарха Кирилла из служб (речь по-прежнему об УПЦ МП). В большинстве же храмов политические темы не поднимаются вовсе, как собственно, и должно быть в месте, где люди собираются во имя Христа.
Вполне можно ожидать, что в обозримом будущем многие или даже большинство священников УПЦ МП вместе с прихожанами перейдут в единую Православную церковь в Украине, и вопрос решится самым логичным и мирным способом.