ГлавнаяОбществоЖиття

О валенках

Был у нас в зоне такой человек, Шовкуненко. Добрый, по-видимому. Помог мне, почти спас меня. В суровую уральскую зиму 1975 года я вышел в зону из карцерной камеры после четырехмесячной голодовки. Трудно мне было тогда в худых кирзовых ботинках. Даже не в сапогах. Спустя пару дней Шовкуненко подошёл к моему другу Васылю Пидгородецкому и как-то очень тепло сказал: «Ты скажи этому жидочку, пусть подойдет ко мне. Я дам ему хорошие валенки. У меня их несколько пар. Хорошие дам, подшитые».

Фото: Владимир Соколов

И вправду дал мне валенки. Спас меня, истощенного, от неизбежной болезни. Добрый был человек. Досиживал он тогда 15 лет, был осужден за усердный труд в каком-то нацистском полицейском соединении, где был немалым начальником. И у нас в зоне он был начальником: нарядчиком и председателем совета коллектива. А в войну, в отечественную, служил немцам верно, был даже удостоен высокой чести участвовать в съезде вермахта в Берлине.

Однажды в солнечный весенний день стояли мы расслаблено в крошечной зеленой зоне нашего лагеря, две-три березы да небольшая лужайка скудной травы. Недалеко от нас с кем-то из лагерных сук (стукачей) мирно беседовал Шовкуненко. Внезапно один из нас, нижнетагильский диссидент Гоша Давиденко, сделал несколько шагов к Шовкуненко и громко сказал: «Батя, я поздравляю тебя с праздником!». Шовкуненко, поразмыслив, ответил: «Ты ошибаешься, сынок. Нет у меня сегодня праздника. Ты ошибся». Гоша произнес сакраментальное: «Не ошибаюсь, батя. У тебя сегодня большой праздник – день рождения Гитлера!». Шовкуненко, немедленно разъярившись, закричал: «Да, я служил Гитлеру. И Сталину служил. А сейчас Брежневу служу. Ну, а если вы, антисоветские поганцы, придёте к власти, буду вам служить!»

Мы к власти так и не пришли. В ней – дети и внуки тех, кто исправно служил Сталину и Брежневу. Это мы, украинский народ, одаряем их властью. Разных и, в основном, не очень добрых. Иногда – судимых. Чаще – серых, скучных наших сограждан. Но есть среди них и яркие. К примеру, Олег Ляшко. Чем-то глубинным он напоминает мне давно покойного Шовкуненко. Не только наличием судимости в прошлом. В одном уверен: Олег Валерьевич валенки мне бы не дал. А служил он многим. По очереди. Вчера был в войске Тимошенко, сегодня полосует её словами. Громогласно поливая грязью Петра Алексеевича, нежно заботится о его имидже. Левочкин, Коломойский, та же Юлия Владимировна… Придет время и самого Рината Леонидовича, вслух осудит.

Ну, точно как Шовкуненко. Только валенки – не дал бы.

Семен ГлузманСемен Глузман, дисидент, психіатр
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram