Параметры свободы постоянно меняются. В эпоху Возрождения у человека было больше свободы, чем в последние века Римской империи. В истории всегда есть место для свободы, нет ее только в Утопии. Утопический империализм России эпохи Путина разрушителен не только для Украины. Диктуемый нам порядок несвободы и политической вседозволенности приближает физический распад и самого российского государства.
Обожествление человека лишает его достоинства. Нарастающее обожествление Владимира Путина в его стране является ярким признаком приближения конца его режима. Не имеющие реального смысла попытки «анатомировать» личностные особенности российского властелина лишь отвлекают от анализа чрезвычайно важного общественного явления – массовой, до 85% поддержки населением России этой вполне заурядной личности.
Безумье сильных требует надзора. Эти слова принца Гамлета в полной мере соотносятся с современной российской ситуацией. Цивилизованный мир пытается как может остановить агрессию российского руководства. И не только из жалости к нам, украинцам.
Самый страшный ночной кошмар европейских и американских лидеров – распадающаяся Россия. Переполненная социальными, межэтническими проблемами, склонная к аутоагрессии огромная страна с невероятным количеством оружия… Об этом не говорят вслух, не пишут, но именно об этом постоянно лихорадочно думают.
Всевозможные санкции по отношению к России и есть попытка надзора за буйствующим государством.
Знаменитый историк Марк Блок в 1924 году издал книгу «Короли-целители». В ней он описывал коллективные верования средневековых англичан и французов в способность их правителей-королей исцелять одним своим прикосновением больных золотухой. Сегодня жители христианнейшей страны (такими они себя в большинстве видят) проявляют слепую языческую веру в «собирателя русских земель», последовательно и упрямо направляющего Россию к саморазрушению.
Странно и страшно смотреть и слушать придворных российских комментаторов. Более ста лет тому назад российский педагог А.В.Волкович записал: « Россия – это огромная пустыня, где темные силы народного невежества, как смерчи и бураны, гуляют на просторе. Жутко и страшно живется у нас в маленьком оазисе интеллигенции, в смысле всего высшего и лучшего. Не знает она, как обработать и возделать пустыню…» Вспоминаю эти горькие слова российского интеллигента, когда слышу непрекращающийся ядовитый бред о преследовании русского языка в Украине, о толпах бандеровцев на улицах Киева, о распятом националистами русском (из русскоговорящей семьи) ребенке. Совсем недавно Москва кипела другими страстями, мечтала о европейских ценностях, читала прежде запрещенные книги, горячо дискутировала. Нет ее, той Москвы. Вернется ли…