Речь – об «Уолл-Стрит: деньги не спят» (2010, режиссер Оливер Стоун) и очень удачно «привязавшийся» к этой ленте «Дом» (2009, режиссеры Люк Бессон и Янн-Артюс Бертран).
Прежде всего очень рекомендую обе части Уолл Стрит, если кто до сих пор не видел, поскольку мистер Стоун неплохо препарировал человеческий характер, а великолепный Майкл Дуглас отлично отыграл два разных, на мой взгляд, характера.
Ну, а Бертран-бессоновский «Дом» и вовсе достоин того, чтобы быть включенным в обязательную школьную программу. Детвора должна знать, чего мы уже «достигли», должна ставить родителям неудобные вопросы – а родители находить ответы на эти вопрос: это будет полезно как детям, так и взрослым.
Понимаю, что сумбурно и, наверное, не очень понятно, к чему это я, но мы уже подошли к сути.
Итак, может не так уж и плохо, что бензин стоит уже больше 10 грн за литр? Спокойно, отложите все тяжелое в сторону, меня вполне устроят помидоры – швыряйтесь в монитор на здоровье.
Если серьезно, то я прекрасно понимаю: цены на бензин прямо отражаются на стоимости продуктов питания. Но сейчас речь о том, что сказал Гекко в сиквелле «Уолл-Стрит» перед студентами - и о пронзительной мысли из «Дома». На мой взгляд - это то, над чем стоит серьезно подумать.
«…на днях кто-то напомнил мне мое выражение «жадность – это хорошо». Теперь это законно. …сейчас жадность стала еще жадней. И к ней примешалась зависть.»
Это, как Вы поняли, из Уолл-Стрит.
Так вот, я думаю, тех, кто организовал нам бензин без малого по евро за литр, погубит именно жадность, поскольку замечено: большие деньги имеют свойство напрочь отшибать способность понимать очень несложные вещи. Странно, но факт.
Но, в самом деле, не выть же из-за чьих-то неуемных аппетитов? И может быть на самом деле не так уж плохо, что нынешняя стоимость горючего заставляет людей планировать совместный отдых, на который они отправятся на одной машине? Да, это не так удобно, как собственные четыре колеса и лишнее место сзади. Однако, это как минимум дает дополнительную возможность не просто вживую встретиться с родными и друзьями (вместо того, чтобы лицезреть их новые фото в Фейсбуке), но в очередной раз прочувствовать, что значит быть в одной связке. Это много стоит!
Кстати, если хотите, это еще и модно: в Европе подвезти соседских детишек в школу, добраться до офиса, подобрав по пути коллег, не просто экономически целесообразно – это показатель того, что тебе не все равно, чем мы все будем дышать лет через 10-20. Теперь вторая часть соображений касательно хочу привести короткий отрывок текста из Бертран-бессоновского «Дома»:
«…благодаря использованию нефти мы вырвались из тисков времени – за какие-то 50 лет мы сумели изменить облик Земли так, как ни одно поколение до нас…»
Действительно, рывок был мощный. Вот только по-сути, полезные ископаемые, которые возникли в результате развития планеты Земля на протяжении 4 млрд лет, мы вот уже которое десятилетие умудряемся откровенно транжирить. Т.е. не просто быстро использовать, но и делать это настолько бестолково, как это только вообще может «человек разумный».
При этом мы так привыкли к расточительству, что на полном серьезе считаем: так и должно быть. Может и должно. Но будет ли?
Скажем, лет через 20? А через 40?
Желающим отмахнуться от этого «трепа ни о чем» советую заглянуть на сайт Еврокомиссии: там вы обнаружите интересные данные о том, что к 2050 году автомобилям въезд в города будет запрещен. Это предельно конкретные цифры, без всяких гуманитарных выкладок. И если сейчас Вы еще можете фанатеть, копить и купить оригинальный Ford Mustang, то к тому времени, когда Ваш сегодняшний 5-летний сынишка врубится, что его папа приобрел одну из икон автомобильного мира, эта икона превратится в недвижимость. Или из-за законов или просто потому, что нечего лить в бак.
А ведь в далеком 2000-м казалось, что за следующие 10 лет автоиндустрия ого-го как много сделает в плане экологии, с нефтью будут обращаться куда бережней…
Но… Жадность + зависть= хочу еще мощнее, еще быстрее, еще престижней.
Вот только зачем 6 литров и 5 сотен «л.с.» под капотом, когда навыков не хватает и на «полторашку» того или другого?
Зачем нужна очередная прибавка в длину и ширину? Чтобы вместить еще пару сервисных систем? Но может, вместо какого-нибудь встроенного массажера пора потратить время на полноценный спортзал?
Зачем сжигать в пробках десятки литров высокооктанового топлива, если можно обзавестись кроссовером с мотором, чей объем, расход и выбросы СО2 не наводят на мысли об апокалипсисе?
К примеру, почему не взять Peugeot 3008 вместо 200-го «Крузи»? Оба далеко не красавцы, но у француза под капотом вполне приятная «турбо-крутилка» объемом 1.6 литра и расходом в городе около 8 л/100км - против 4.5-литрового мотора у Toyota с расходом... Ладно, не будем о грустном.
Что касается «так там же турбина – а у нас бензин не очень», то претензии или к альянсу BMW-Peugeot, разработавшему мотор 3008-го, или к нашим «королям бензоколонок». Мне так кажется, что логичнее – и уже давно – выглядит второй вариант.
Расхожее «пацаны не поймут» оставьте во вчерашнем дне – хотя «пацаны» и вчера не понимали, что детей можно отправить в Лондон, но не на Луну – когда дышать станет нечем. При этом, судя по тому, на чем «пацаны» предпочитают передвигаться и сегодня, спустя некоторое время все-таки придется звонить Ричарду Бренсону с его межгалактическими звездолетами - и бронировать места где-нибудь на орбите. Так может, не надо жечь по 30 литров 95-го ежедневно – а завтра на орбиту? Может, надо сегодня – и по принципу разумной достаточности?
Короче говоря, все, что нужно – здравый смысл. Простое понимание того, что вот сейчас у тебя или у кого-то из твоих родных или друзей рождается ребенок – и через несколько лет вы с его родителями будете вместе сидеть где-то за чашкой кофе и кто-то из вас скажет: «мой малой сегодня спросил у меня, чем мы вообще занимались и о чем думали 10-15 лет назад. Веришь, я и сам себя спрашиваю: а чем мы занимались, о чем думали?».