ГлавнаяПолитика

Дело Шеремета: почему подозреваемых и адвокатов ограничили в ознакомлении с доказательствами

Печерский райсуд Киева разрешил адвокатам и подозреваемым в убийстве журналиста Павла Шеремета знакомиться с материалами дела только до 14 августа.

Фото: Екатерина Петренко

Прокурор Офиса Генпрокурора Михаил Тишин заявил, что с момента открытия материалов дела 22 мая подозреваемые видели из 38 томов письменных доказательств лишь около половины материалов, а большинство адвокатов – меньше десяти. Поэтому он просил суд дать еще 10 дней для ознакомления, после чего сторона обвинения хотела взяться за обвинительный акт, чтобы направить его в суд.
«Подозреваемые и адвокаты медлят с ознакомлением с материалами уголовного производства», – утверждал прокурор.
Следственный судья Виталий Писанец частично удовлетворил ходатайство прокуроров.

Судья Виталий Писанец
Фото: Екатерина Петренко
Судья Виталий Писанец

По словам защиты, всего в деле, кроме письменных доказательств, 300 ГБ видео- и аудиоматериалов и 300 000 файлов. Адвокаты уже ознакомились со всеми томами и, как утверждают, ничего нового там не увидели. Но для изучения вещественных доказательств нуждаются в 2-3 месяцах.

«Есть дезинформация со стороны органов досудебного расследования, что защитники якобы не знакомятся по материалам. Мы должны не просто ознакомиться, но и пересмотреть сотни часов видео, проанализировать, сформировать правовую позицию. Поэтому это происходит не так быстро, как бы нам хотелось. Мы заинтересованы как можно скорее рассмотреть дело по существу», – сказал адвокат Андрея Антоненко Станислав Кулик.

«Надо быть камикадзе»: как знакомятся с доказательствами подозреваемые

«Условия, в которых я это делаю, ужасны: более двух часов выдержать нереально», – говорит Андрей Антоненко. По словам музыканта, он и Юлия Кузьменко изучают материалы в кабинете изолятора временного содержания при 40 градусах жары, окна открывать не позволено. Кузьменко добавила: удается знакомиться с 200 страницами ежедневно.

Яна Дугарь
Фото: Екатерина Петренко
Яна Дугарь

Третья фигурантка дела Яна Дугарь говорит, что изучает доказательства «по-домашнему».«Даже камикадзе надо более 10 дней, чтобы просто непрерывно пересмотреть несколько сотен часов видеозаписей», – резюмирует она.

Спешка или затягивание: позиция защиты

Адвокат Юлии Кузьменко Тарас Беспалый заявил: следствие так спешит, чтобы не проводить ряд инициированных защитой экспертиз видео и не допрашивать свидетелей. Мол, органы предварительного расследования игнорируют постановление следственного судьи о проведении компьютерно-технической экспертизы видео, чтобы установить, нет ли там монтажа. По словам Беспалого, следствие хочет скрыть возможную фальсификацию доказательств.

Также стороне защиты до сих пор не открыли оригиналов экспертиз и некоторых вещественных доказательств, заявил адвокат Яны Дугарь Виталий Коломиец. 

Прокурор это опровергает. По словам Михаил Тишин, материалы предоставили в полном объеме. Вместе с тем, на вопрос журналистов в суде он отказался отвечать и посоветовал получить информацию через официальный запрос в Офис Генпрокурора.

Между прочим, Юлия Кузьменко подчеркнула, что хочет просмотреть оригинал экспертизы ходы, сделанной английским экспертом Иваном Бирчем, которую ей не показывают. По словам адвокатов, следствие до сих пор скрывает некоторые материалы по этому документу.

Экспертиза походки: новое от Министерства юстиции

Оказалось, что в реестре Минюста нет методики, по которой делали «экспертизу походки» подозреваемых по делу об убийстве Шеремета. Об этом говорится в ответе ведомства, которую опубликовало адвокатское объединение «Ореховский и Коломиец».

«По украинскому законодательству, эта экспертиза проводиться не может, однако она почему-то является главным доказательством по делу. Следователи также отказали в допросе эксперта Бирча», – рассказал защитник Дмитрий Круговой.

Двум фигурантам продолжили арест

Напомним, 16 июля суд принял решение держать под стражей Андрея Антоненко и Юлию Кузьменко еще два месяца и отказался отдать их на поруки. По версии прокуратуры риски убежать, препятствовать следствию и уничтожить доказательства никуда не исчезли.

«Они имеют соучастников, которые находятся на свободе. Заказчиков не установлено, поэтому есть риск влияния на свидетелей», – добавил прокурор.

Однако адвокаты считают, что их подзащитные не могут уничтожить доказательства, поскольку досудебное расследование завершено. Кроме того, до сих пор не забрали паспорта в Кузьменко и Антоненко, хотя адвокаты просят их забрать, чтобы исключить риск сокрытия.

Фото: Екатерина Петренко

«Нет необходимости держать под стражей, ссылаясь только на тяжесть наказания. Однако ни следователи, ни суд не рассматривают никакой альтернативы заключению», – резюмировал адвокат Кулик.

Защитники также безрезультатно пытались отвести судью Писанца. По мнению адвокатов, он является предвзятым, ранее якобы подбросил документы к материалам дела и уже сформировал свое мнение относительно обоснованности подозрения.

Кроме того, адвокат Беспалый подаст жалобу в Высший совет правосудия, чтобы привлечь к дисциплинарной ответственности этого судью за нарушение адвокатской этики.

Третий подозреваемой Яне Дугарь продлили действие обязательств. Вместе с тем, ей разрешили общаться с рядом свидетелей: военнослужащими и преподавателями. В дальнейшем она сможет нести службу и учиться, рассказал адвокат Денис Ломанов. Недавно Дугарь позволили свободно перемещаться по Украине и снять электронный браслет. Стоит добавить, что ее адвокаты будут ходатайствовать, чтобы закрыли уголовное производство.

Важная деталь

Наконец, все фигуранты дела снова отрицали свое отношение к преступлению. Когда Кузьменко и Антоненко вместе поместили в стеклянный бокс, подозреваемый обратил внимание на существенную разницу в их росте. Это противоречит выводу ряда экспертиз относительно изображения вероятных убийц с камер наблюдения. Поскольку те примерно одинакового роста.

Андрей Антоненко
Фото: Екатерина Петренко
Андрей Антоненко

«Кузьменко должна была подрасти на 10 сантиметров, или я уменьшиться? Я спрашивал раньше у следователя, видел ли он, что люди на видео одного роста. Он говорил, что видел сто раз. Мы все видим, как дело рассыпается. Даже мне следователь признался, что «величие арийской расы» они прилепили с другой производства. У меня есть требование – снять с нас это обвинение, вернуть нам все, что у нас отобрали: наши семьи, жизнь и честные имена», – сказал Антоненко.

Защитники будут обжаловать решение Печерского райсуда Киева о продлении содержания под стражей. 

Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram