Прелюдия
Накануне принятия бюджета на следующий год профильный парламентский комитет заседал почти 12 часов, до пяти утра, готовя документ ко второму чтению. Депутаты до последнего боролись за свои правки, которые были проданы парламентариями, как и предусматривает бюджетный процесс.
«Хотелки» народных избранников в виде 2171 поправок «потянули» на дополнительные 2,2 триллиона грн. При том, что расходная часть бюджета – 1,112 триллиона гривен.
«Это сумма еще на два таких бюджета, который мы изначально подготовили», – признавалась в перерыве заседания комитета на то время ещё и.о. главы Минфина Оксана Маркарова.
Естественно, подавляющая часть этих правок была отклонена. Но ряд ключевых и принципиальных для удовлетворения аппетитов конкретных фракций и групп, все же одобрили – об этом ниже. Но уже на этом старте битвы за «бюджетный пирог» стало ясно, что легко и быстро точно не получится.
Правда, стоит признать, что это первый в истории украинского парламентаризма пример, когда Рада принимает бюджет не в конце декабря, как говорят «под елку», а ещё за месяц до новогодних праздников.
Такая невиданная дисциплина парламента связана с тем, что МВФ поставил жесткие условия: принять бюджет на 2019 год до 1 декабря для получения транша в замере 1,9 млрд. $ уже в январе. Посему, Кабмин и депутаты решили подсуетиться, соблюдая сроки.
В час Ч – 22 ноября (следующая неделя – не пленарная, а там и первое декабря) под куполом собрался аншлаг. Спикер Андрей Парубий анонсировал рассмотрение бюджетных вопросов, начиная с Бюджетного, Налогового кодексов, заканчивая самим бюджетом.
Глава Рады несколько раз ставил на голосование предложение продлить работу парламента «до победного», рассмотрения всех вопросов повестки дня. Но депутаты, понимая ночные перспективы заседать до самого утра, трижды проваливали голосование, ставя под угрозу срыва принятие бюджета.
Только после уговоров Парубия о «заседании максимум до 20-00—21-00, нардепы дали минимально необходимые 226 голосов, приступив к правкам Бюджетного кодекса.
Депутаты планировали покончить с БК до окончания утреннего заседания. Но, как обычно бывает, изначальные договорённости были сорваны прямо в сессионном зале.
Деньги для радикала
На этот раз «схлестнулись» интересы БПП и Радикальной партии Олега Ляшко, который рассчитывал, что голоса его фракции станут «золотой акцией» для принятия бюджета.
«Между Ляшко и БПП была договоренность: они (фракция РПЛ, – LB.ua) поддерживают нашу правку 180, депутата Яницкого о том, чтобы повысить всем судьям зарплаты до 40 тыс. грн, даже тем, кто до сих пор не прошёл аттестацию, а мы поддерживаем их правку 165 о том, чтобы унитарные предприятия Академии наук Украины оставляли себе собственные доходы. У них там свои интересы и цена этого вопроса под видом финансирования науки была – 200 млн. грн. Однако в ходе голосования мы их правку поддержали, а они не дали недостающих голосов за правку по судьям, кинув нас», – заявил LB.ua источник во фракции БПП.
«Группа в БПП, «смотрящая» за судьями, похоже, решила сделать подарок судьям на Новый год, – отметил один из нардепов от «Самопомощи». – Хотя подобные изменения можно вносить исключительно в закон о статусе судей, но уж никак не запихивать эту норму о «смягчении» процесса и последствий аттестации судей в Бюджетный Кодекс».
Из-за этого принятие Бюджетного Кодекса оказалось на грани срыва. Парубий неоднократно ставил на голосование предложение принять изменения к БК то с правкой БПП, то с правкой Ляшко, то без них, то по отдельности. Но все было безрезультатно.
Глава фракции БПП Артур Герасимов и министр Кабинета министров Александр Саенко несколько раз подходили к президиуму для переговоров со спикером. В итоге утреннего эпик-файла с принятием Бюджетного кодекса спикер предложил консенсусное предложение – проголосовать за возвращение проваленного вопроса в повестку и объявить перерыв на два часа для продолжения политических консультаций.
После перерыва из кабинета спикера вышел Ляшко, сообщив о том, что договоренности не достигнуты. Поэтому радикалы не будут голосовать за кодекс.
И уже в сессионном зале, когда спикер открыл вечернее заседание, стало ясно: голосов за принятия БК опять нет. Парубий был вынужден вновь объявить перерыв для переговоров глав фракций, которые продолжились уже прямо в «аквариуме», как часто называют зал Рады.
По итогу спикер сообщил, что спорную правку «по судьям» вообще снимают. А правку «радикалов» из 165 «модифицируют» в правку в 161, записав в БК, что «до конца 2023 года государственные унитарные предприятия Национальной академии наук могут оставлять себе ту часть чистой прибыли, которая должна идти в государственный бюджет».
«Честно, мы изначально были готовы дать Ляшко эти 200 млн. грн, но по итогу исключили из статьи все, что было прописано через запятую, чётко обозначив: деньги пойдут реально только на науку, оставив Ляшко ни с чем», – заверил LB.ua один из главных людей во фракции БПП и участник всех переговоров.
«Но Ляшко все равно не оставили без денег, – парировал еще один член фракции БПП, близкий к премьеру. – Как и в прошлые годы, он получит финансирование в бюджете 2019 на пресловутые пожарные машины. В этом году – это вновь 800 млн. грн. Но ни за кодексы, ни за бюджет, Ляшко и его депутаты голосовать не будут. Достигнута договорённость, что это «аванс» на будущие голосования, потому что Олег Валерьевич как один из кандидатов, кричащий на каждом углу о повышении зарплат и пенсий как условия голосования за бюджет, все же не может в конце так откровенно ударить лицом в грязь».
Миллиарды для бизнес-групп
В сухом остатке за изменения в Бюджетный Кодекс проголосовали 243 депутата, включая БПП, «Народный фронт» и полный состав двух групп из бывших «регионалов» и мажоритарщиков из групп «Відродження» и «Воля народа».
«Группа «Возрождение» Виталия Хомутынника смогла выторговать за это 1 млрд. грн дотаций из госбюджета для Андрея Веревского (экс-депутат и совладелец агрохолдинга «Кернел», акциями которого также владеет и Хомутынник, – LB.ua). При этом фавориту БПП Юрию Косюку, который ранее всегда получал право первой ночи в процессе выделения бюджетных дотаций на АПК, пришлось умерить аппетиты, поделившись с Веревским», – рассказал LB.ua собеседник во фракции БПП.
К слову, член профильного комитета и нардеп Леонид Казаченко подтвердил LB.ua информацию о том, что битва в аграрном комитете велась практически до последнего. По его словам, «Кернел» Веревского дополнительно выбил 300 млн. грн в качестве компенсации за ЖД вагоны. (под статью о дотациях на покупку аграрной техники).
«Веревский – единственный, кто на следующий год заказал зерновозы, которые ему будут поставлены, а он за них ещё получит компенсацию из бюджета», – заявил LB.ua нардеп от «Батькивщины» Вадим Ивченко.
«На финише «Ведро» (так часто в Раде неформально называют группу «Відродження», – LB.ua) и Веревский получили финансирование по статье поддержки переработки продукции, поэтому его маслозаводы будут в шоколаде», — прогнозирует наш собеседник из БПП, близкий к премьеру Гройсману.
По его же информации, мажоритарщики из «Воля народа» получат за поддержку Бюджетного Кодекса свою долю на всевозможные программы, начиная от строительства школ, заканчивая другими социальными вопросами своих округов через Государственный фонд регионального развития, на программы которого в следующем году в целом выделяют 5 млрд. грн. А также ещё свой «кусок» на мажоритарку из 4,9 млрд. грн фонда соцразвития.
Другой член Комитета по вопросам бюджета, внефракционный нардеп сообщил LB.ua, что вдобавок «Воля народа» требует введения электронного контроля за качеством нефтепродуктов, чтобы не было контрафакта из Беларуси. Это выгодно одному из «столпов» группы, нардепу Степану Ивахиву, совладельцу сети WOG.
«В таком случае WOG увеличит прибыль, но тем, кто наживается на контрафакте из БПП придётся затянуть пояса», – добавил нардеп.
Изменения в Конституцию и кадры
Ближе к 18-00 в парламент приехал президент. Вся свита Петра.
В промежутке рассмотрения бюджетных вопросов, учитывая явку и мобилизацию, спикер предложил рассмотреть законопроект о внесении изменений в Конституцию в части закрепления европейского и евроатлантического курса Украины. Тем более, что аккурат в этот день КСУ дал вывод по этому документу и теперь слово было вновь за депутатами (во втором чтении необходимо вновь не менее 226 голосов, а для принятия изменений в целом — уже 300 и на следующей сессии, весной, – LB.ua).
Рада по полной процедуре начала рассматривать изменения в Основной Закон, поданные президентом, но сам Петр Алексеевич больше 40 минут не появлялся в зале.
Как сообщил нам источник в Аппарате ВР, президент все это время был в кабинете спикера парламента, где все ключевые игроки раскладывали окончательный бюджетный и кадровый пасьянс.
Только непосредственно перед голосованием за «курс на НАТО» глава государства зашёл в зал, который встречал его стоя, аплодисментами. После яркой речи Петра Порошенко на табло появилось конституционное большинство – 311 «за». При этом, нардепы из новой группы Бойко-Рабиновича и остатки «Оппоблока» пытались кричать: «Позор!».
Далее нардепы перешли к кадрам, без проволочек увоолив Тараса Кутового с поста министра АПК (его заявление лежало в Раде долгие месяцы без подвижек), назначив Оксану Маркарову главой Минфина. И «вишенка на торте» – создание Министерства по вопросам ветеранов во главе с бывшим пресс-секретарем Порошенко и уже экс-нардепом БПП Ириной Фриз.
Медиа не раз писали, что идею создания этого министерства давно и агрессивно лоббировал видный нардеп БПП Александр Третьяков. Депутаты «Народного фронта» и лично премьер Гройсман изначально выступали категорически против такой возможности «финансово заземлить» в одном министерстве все средства Минсоцполитики, предусмотренные для ветеранов, инвалидов и участников боевых действий с другими льготниками.
В разговоре с LB.ua Третьяков на вопрос: как же ему удалось уговорить премьера на Министерство во главе с Фриз и под его контролем (сам Третьяков – член профильного комитета по вопросам ветеранов и инвалидов), — ответил с улыбкой:
«Путём прямого шантажа», – сказал он.
Собеседник LB.ua из окружения Гройсмана поведал, что месяц назад у премьера и Третьякова была встреча, где депутат предупредил: «Акции протестов бывших военных и афганцев, которые вы видели под Кабмином, это только разминка и промо акция. Поэтому шутить не стоит».
Также, по его словам, команда премьера согласилась отдать лакомый кусок в виде нового министерства «в рамках пакета кадровых договоренностей.
«Для нас важно было назначение Маркаровой, это усилит влияние премьера на решения Минфина, что вообще является ключевым и принципиальным. И что было предметом разногласий с тем же уволенным Данилюком», — добавил собеседник LB.ua.
Когда с изменениями в Конституцию и кадрами порешили, дошла очередь до Налогового кодекса. Но рабочая группа по подготовке 400 правок до этого времени так и не успела оформить сравнительные таблицы.
Поэтому спикер объявил перерыв в заседании до 21-30, что подтвердило прогнозы депутатов: Рада заходит в Бюджетный процесс в глубокую ночь.
Народные избранники стройными рядами направились опустошать буфет. А журналисты заполонили мужской туалет на третьем этаже, превратив ее в курилку вопреки всем законным запретам.
Бюджет под рюмку
Но в 21-30 нардепы так и не приступили к Налоговому Кодексу. Тогда вице-спикер Ирина Геращенко сообщила, что перерыв продлён ещё на два часа. А потом ещё раз перенесла заседание уже на час ночи.
В 1-20 в зале появился спикер, а нардепы начали подтягиваться на рабочие места. Некоторые парламентарии уже успели переодеть строгие костюмы на более удобную спортивную одежду. По наблюдениям прессы, многие уже были подогреты алкоголем.
«В комнате номер 17 наливают», – откровенно сказал один из нардепов.
Хотя еще почти четыре года назад алкоголь свободно продавали в буфете Рады, однако после эпохального выступления Юрия Бойко с трибуны в бюджетную ночь в состоянии подшофе, по инициативе нардепа Вадима Рабиновича, продажу алкоголя в парламенте запретили.
В этом же году на трибуне «отличился» глава Комитета по вопросам экономической политики Андрей Иванчук. Как заметили журналисты и коллеги по залу, он был, мягко говоря, в приподнятом настроении.
Вероятно, видя такие настроения нардепов в зале, вице-спикер Ирина Геращенко даже сделала замечание, напомнив о запрете распития алкогольных напитков в парламенте и их продаже.
Но даже ближе к часу ночи нардепы так и не начали рассматривать Налоговый кодекс. Все потому, что комитет по таможенной и налоговой политике Нины Южаниной с пылу с жару подготовил сравнительные таблицы из 500 поправок. Теперь, как объяснял спикер, нужно было время для их распечатки, чтобы раздать на руки депутатам в зале.
Когда на часах было 2-02, на трибуну вышла глава комитета Южанина и Рада наконец-то приступила к рассмотрению масштабного документа.
Депутат из Комитета по вопросам бюджета Юрий Левченко возмущался, что парламентариям на руки раздали 400 страниц поправок, которые физически нельзя прочитать за 10 минут до рассмотрения документа и голосования за все эти правки. Но кое-что парламентарии из оппозиции «выловили» сразу. Так, нардеп от «Самопомощи» Егор Соболев сообщил, что БПП вновь пытается протянуть поправку «по судьям», которую ранее удалось исключить из Бюджетного кодекса.
«Этой поправкой вы вновь хотите дать зелёный свет всем судьям, которые не пройдут квалификационную комиссию. Даже те, кто не пройдёт такую проверку, продолжит работать судьями», – предупреждал он.
В то же время, нардеп Левченко обратил внимание, что в текст внесена правка об отмене ренты на добычу полезных ископаемых, что выгодно олигархическим группам.
Ближе к четырём утра Парубий поставил на рейтинговое голосование изменения к Налоговому Кодексу, но на табло появилось критически малое количество – 164 «за».
В президиуме при участии спикера, Гройсмана, Саенко, Кононенко, Южаниной и Герасимова начались консультации. По результатам которых Парубий предупредил, что «мы как никогда близки к срыву бюджетного процесса, поэтому прошу проголосовать с предложениями Нины Южаниной, которые она озвучит».
Глава налогового комитета сообщила, что предлагается изменить скандальную правку по ренте, которая будет касаться только «стадии разработки и разведки полезных ископаемых, но не добычи».
Но и это предложение не обеспечило голоса за изменения в Налоговой Кодекс.
Критическую ситуацию попытался спасти лично премьер Гройсман. Обращаясь к депутатам, он открыто сказал, что в случае провала бюджетного процесса, страну ждёт новый финансово-экономический кризис.
По требованию депутатов от «Сапомопощи» и радикалов в текст включили правку об отмене НДС при покупке электромобилей. Дополнительно для группы «Возрождения» учли так называемую правку нардепа Антона Яценко. Согласно которой специалисты по оценке имущества должны сдавать отчеты в Фонд госимущества с помощью сайтов-посредников, которые по информации наших коллег с «Наших грошей», связаны с Яценко.
Парубий несколько раз ставил на голосование разные варианты Налогового Кодекса с вариациями правок, однако все было безрезультатно. Спикер в очередной раз объявил перерыв для консультаций с главами фракций.
В это время в кулуарах парламента экс-министр финансов Виктор Пинзенык объяснил, что «в Налоговый Кодекс сейчас пытаются протянуть все возможные «хотелки», которые не имеют никакого отношения к налогам».
После перерыва и включения «с голоса» всех спорных правок, многочисленных возгласов в зале: «кнопкодавство!» и с седьмого раза – на табло наконец-то появились долгожданные 236 «за».
Бюджет «с первыми петухами»
Без трёх минут 5 утра в Раде началась кульминация – рассмотрение бюджета на 2019 год. Все основные показатели, начиная с ВВП, заканчивая дефицитом и инфляцией, курсом доллара остались без изменений, как было принято в первом чтении. Украинцев, как и требовал МВФ, в следующем году ждёт не только повышение цены на газ, но и рост минимальной пенсии и зарплаты. Неизменными осталось запланированное изначально увеличение финансирования армии.
«Но без откровенно коррупционных статей ко второму чтению не обошлось», – отметил внефракционный нардеп и член антикоррупционного комитета Дмитрий Добродомов.
«В первую очередь, это кричащая норма о выделении 1 млрд. грн на Фонд президента по поддержке научных и образовательных программ». Это миллиард на выборы! За бюджетные деньги Петр Порошенко будет вести свою избирательную кампанию».
Впрочем, представитель президента в парламенте Ирина Луценко опровергла эти обвинения, заверив, что «этот фонд не Порошенко, а президента, который взял на себя обязательства поддержки молодых научных деятелей».
Добродомов также обратил внимание на то, что изначально в проекте бюджета не было субвенций на социально-экономическое развитие отдельных территорий. Но в итоговой версии появилось статья о выделении 4,9 млрд грн.
«Это политическая взятка мажоритарщикам на те же выборы», – уверен он.
Против финальной редакции главного финансового документа выступила «Батькивщина», «Самопомощь» и Радикальная партия Ляшко с «Оппозиционным блоком». Всех их объединило также обещание — поменять бюджет после того, как эти силы придут к власти после выборов.
Но их позиция не помешала коалиции вместе с группами бывших «регионалов» и мажоритарщиков принять закон для начала во втором чтении, а потом сразу в целом 239 голосами «за». После чего спикер закрыл заседание, которое казалось уже, что никогда не закончится.