В Комитете по вопросам правовой политики и правосудия категорически опровергают, что в закон об Антикоррупционном суде тайно внесли правку по апелляции, сообщается на сайте комитета.
"При подготовке законопроекта ко второму чтению Комитет согласился с рекомендациями экспертов Венецианской комиссии, которые в своем Заключении (пункт 35) обращали внимание на целесообразность того, чтобы дела, которые находятся на рассмотрении на момент начала работы Высшего Антикоррупционного суда продолжали рассматривать суды, где они на тот момент слушаются. В противном случае, передача дел привела бы к перегрузке судей Высшего антикоррупционного суда, учитывая значительное количество дел, которые рассматриваются в судах первой и апелляционной инстанций до момента создания Высшего антикоррупционного суда", - говорится в сообщении.
Кроме того, Комитетом было принято во внимание, что в соответствии с принятой в первом чтении редакции законопроекта Апелляционная палата Высшего антикоррупционного суда будет судом апелляционной инстанции только в отношении судебных решений Высшего антикоррупционного суда.
"Речь идет об очень большом количестве уголовных производств, которые сейчас подследственны Национальному антикоррупционному бюро, однако досудебное расследование которых осуществляли различные правоохранительные органы Украины. Передача таких дел в Высший антикоррупционний суд или даже обжалования решений судов первой инстанции в Апелляционную палату Высшего антикоррупционного суда фактически заблокировала бы работу этого учреждения на долгие годы", - отмечают в комитете. В связи с этим комитет еще на заседании 21 мая решил рекомендовать учесть соответствующую правку, определив, что судебное разбирательство уголовных производств в отношении преступлений, отнесенных к подсудности Высшего антикоррупционного суда, который начался в судах первой и/или апелляционной инстанций до дня начала работы Высшего антикоррупционного суда, продолжается в этих судах.
Эта правка была отражена в подготовленном на рассмотрение Верховной Рады сравнительной таблице к законопроекту, не была поставлена в подтверждение при рассмотрении законопроекта в сессионном зале и осталась в его окончательной редакции. В связи с этим была проведена технико-юридическая обработка ее редакции, в результате которой были обнаружены логические и терминологические несогласованности некоторых положений УПК в редакции законопроекта.
"С целью недопущения таких неблагоприятных последствий как нарушение Конституции Украины и возможных негативных для Украины решений Европейского суда по правам человека, была необходима доработка указанных положений", - отмечают в комитете.
В связи с этим и для достижения правой определенности был уточнен и юридически правильно изложен пункт 20-2 раздела X и "Переходные положения" КПК, о чем председатель комитета объявил "под стенограмму" на заседании Верховной Рады еще за день до голосования за закон в целом. В дальнейшем такие предложения были четко прописаны в решении комитета, проект которого был роздан членам комитета и присутствовавшим на заседании комитета народным депутатам.
На самом заседании комитета 7 июня председатель комитета, докладывая проект решения по каждому пункту, обратил внимание на технико-юридические правки, которые уже были предварительно озвучены. По результатам обсуждения решение было поддержано комитетом и, по поручению председателя Верховной Рады, роздано народным депутатам в сессионном зале перед рассмотрением законопроекта. Более того, председатель комитета в очередной раз акцентировал внимание на этих изменениях во время доклада о решении комитета, и только из-за нехватки установленного времени не успел их повторно озвучить. В комитете подчеркивают, что, таким образом, "в любом случае не может идти речь об осуществлении любых непубличных изменений или фальсификаций положений Закона Украины "О Высшем антикоррупционным суде"".