ГлавнаяПолитика

Мэр я дрожащий или право имею?

«Кстати, мэр Горловки - Евгений. Очень хороший человек, как мне кажется». Слова Абвера (в миру – Сергея Здрилюка, заместителя командира Народного ополчения Донбасса Игоря Стрелкова) в адрес городского головы 270-тысячной Горловки Евгения Клепа на территории самопровозглашенной Донецкой народной республики дорогого стоят. После совместной пресс-конференции и взаимного обмена любезностями (в ответ на «хорошего человека» мэр называл Абвера по имени-отчеству - Сергеем Анатольевичем) градоначальник приобрел иммунитет. Хотя за день до этого боевики ДНР под дулами автоматов заставили Клепа написать заявление об уходе с должности по собственному желанию и назначили нового «смотрящего» за чиновниками.

Евгений Клеп
Фото: korrespondentdonetsk.com.ua
Евгений Клеп

Месяц спустя после разговора с Абвером вооруженные люди вновь захватили мэра вместе с исполкомовской печатью. Кто кому подчиняется в ДНР и сколько группировок боевиков на территории города – вопрос не из простых. Все договоренности – ничто, война и личные амбиции – на переднем плане. Горловка по количеству штабов ополченцев и численности вооруженных людей на улицах города превращается в Славянск.

Заложников здесь избивают и пытают в подвале захваченного здания городского управления милиции. Инсценировки расстрелов офицеров милиции производят в гараже отдела по борьбе с организованной преступностью. На первом этаже мэрии варят борщи семьи тех, кто ездит на войну в Славянск.

Мэры городов Донецкой области, привыкшие при Викторе Януковиче к стабильности и пониманию своей роли во властной иерархии, сейчас на распутье. Будешь помогать ДНР – получишь статью за сепаратизм и пособничество террористам. Не будешь содействовать – станешь заложником и говорящей головой, как Неля Штепа в Славянске. Сигналы и гудки, ранее подаваемые губернатором Сергеем Тарутой и «хозяином» Ринатом Ахметовым, становятся все тише.

Штепа общается с сепаратистами
Фото: стоп-кадр видео Slavgorod.com.ua
Штепа общается с сепаратистами

Советник Таруты Константин Батозский считает, что те мэры, которые достойно пройдут нынешний путь, могут стать членами высшей лиги украинского политикума. При этом, по его мнению, задача городского головы – удержать город, его инфраструктуру, обеспечить работу всех инженерных и коммунальных служб, а в случае гражданского противостояния – любой ценой не допустить кровопролития.

«Но и помнить о том, что он является государственным служащим Украины. Первый вызов для градоначальника – принять все эти установки. Второй – каждый день действовать исходя из них. Выдерживают немногие. Но те, кто выдерживают, достойны оставаться в политике и даже перейти в следующую, высшую лигу. Ну и последний момент – он состоит в том, что каждый конфликт заканчивается миром. С этой точки зрения нет более бессмысленного занятия, чем вооруженное противостояние», - поясняет Батозский.

«Вежливые человечки» в гости к мэрам ходят, используя заветы Аль Капоне: «Пистолет и доброе слово – это лучше, чем просто доброе слово».

Нервы выдерживают не у всех. В высшую лигу тоже не все желают. Чаще всего уходят на заслуженный отдых те, кто вдоволь насладился властью и сам рад избавлению от ответственности за город. Как Геннадий Костюков в Краматорске, избранный в 2010 году на второй срок и написавший заявление «по состоянию здоровья». Или как Александр Мальцев, управлявший Макеевкой и тоже сложивший свои полномочия в период сепаратистского шабаша.

Более запутанная ситуация с мэром Мариуполя Юрием Хотлубеем, вначале начинавшем контактировать с представителями ДНР, но впоследствии ушедшим на больничный. При этом 70-летний Юрий Хотлубей, занимающий пост мариупольского градоначальника с 1998 года, в отличие от своих коллег не желал быть красной девицей, чтобы всем нравиться, и называл вещи своими именами.

Юрий Хотлубей
Фото: news.guru.ua
Юрий Хотлубей

В Енакиеве, родине сбежавшего экс-президента Украины Виктора Януковича, испарились все местные авторитеты, ранее контролировавшие чуть ли не весь восток страны. Мэр города Валерий Олейник, назначенный на внеочередных выборах по указанию Бати, остался с одним заместителем. Остальные замы, как и некоторые начальники управлений, разбежались кто куда.

И хотя местные депутаты на сессии не поддержали решение о референдуме, чем могли прогневать дэнээровцев, Олейник решает все вопросы напрямую с Абвером.

Мэр Артемовска Алексей Рева – рекордсмен по времени нахождения на посту. За все годы независимости в городе не нашлось ни одного человека, который мог бы ему составить конкуренцию. Контролирует ли он нынче ситуацию в своей вотчине? По признанию сотрудников мэрии, они общаются с городским головой через Скайп. Где находится шеф, не признаются.

Рева тоже посетил захваченное здание Горловской милицейской управы - не в качестве заложника, а поручителя местного бизнесмена Владимира Иванкова, более известного как криминальный авторитет Вова Ушастый. Именно его, как владельца нескольких незаконных игровых клубов в Горловке, люди Беса (в миру – командующего Горловским отрядом Народного ополчения Донбасса Игоря Безлера, подполковника спецназа ГРУ в отставке) похитили и заперли в УВД. Освобождать Иванкова приехали сразу два мэра – Артемовска и Горловки.

Но уже через несколько недель Ушастый дал о себе знать. Видимо, не были соблюдены какие-то договоренности: его дом обстреляли, разграбили ювелирные салоны и аптеки, а сепаратисты уезжали из Артемовска на Porsche, Ferrari, Maybach, Bentley, Rolls Royce Phantom, Mercedes Brabus.

В любом случае судьба мэра Славянска Нели Штепы, метавшейся из стороны в сторону и в итоге оказавшейся в заточении, не вдохновляет ее коллег из других городов. Особняком является разве что градоначальник Донецка Александр Лукьянченко. На нем завязано много контактов как с одной, так и с другой противоборствующей стороной. Он позволяет себе резкие выпады в сторону сепаратистов и открыто не признавал псевдорефередум о статусе ДНР. Контролирует ли Лукьянченко ситуацию в областном центре или все зависит от того, в каком настроении проснется Абвер, спящий по 1,5- 2 часа в здании СБУ? Те тысячи жителей, кто выехал из Донецка, уже ответили на этот вопрос.

Абвер - справа
Фото: стоп-кадр видео
Абвер - справа

И все же - стоит ли бороться за власть и идти на компромиссы с сепаратистами, убеждая себя и окружающих, что тем самым спасаешь город, которым тебе доверили управлять?

В ситуации, сложившейся в Донецкой области, мэры ни на что не влияют.

Политолог Андрей Золотарев считает, что от городских голов ничего не зависит. «Равно как немногое зависело и до этого. Местное самоуправление как и везде было лишь декорацией и бесправным придатком исполнительной власти», - подчеркнул он.

В той же Горловке выяснить позицию городского головы практически невозможно. В этой ситуации он остается врагом для проукраинских патриотов, вынужденных покинуть родину из-за постоянных угроз. Но и для сепаратистов другом не стал, потому его то захватывают, то отпускают.

В Макеевке нашлись те, кто воспользовался ситуацией в своих интересах. Люди, близкие к окружению Александра Мальцева, признаются, что появление ДНР сыграло на руку тем, кто был «чужим среди своих». В городе распространена версия о конфликтах внутри команды Мальцева и назревавшем желании у «своих» его заменить.

Фото: dnr-news.com

Аналогичную авантюру попытались провернуть и в Горловке, вытянув на свет Божий уволенного полгода назад первого заместителя мэра. Человек, работавший много лет на государственных должностях и получавший жалование от Украины, враз предал свою страну и агитировал за республику. Но планам ДНР не суждено было сбыться из-за изменчивости поведения Абвера, вчера казнившего, а после личного визита помиловавшего молодого градоначальника Горловки.

Сегодня мэры городов Донецкой области в той же ситуации, что описал в своих «гариках» Губерман.

Изнасилована временем

И помята, как перина,

Власть немножечко беременна,

Но по-прежнему невинна.

А ну-ка скажите, кто изнасилован временем, кто немножечко беременна, а кто строит из себя невинного?…

Впервые опубликовано в газете "Левый берег" от 13 июня 2014.

Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram