С утра все спешат на участок – отдают свой голос за понравившихся кандидатов и партии, потолкуют минутку-другую с друзьями-знакомыми о сделанном выборе и обратно идут домой. Под вечер на участках практически пусто.
«А раньше выборы были, как праздник. Концерты по селам организовывали, сладости на входе в сельский клуб продавали. Из-за этого в детстве мечтала вырасти и пойти голосовать», – делится воспоминаниями член комиссии в селе Большое Устье Сосницкого района.
Теперь же голосование проходит скорее печально: бабушки надеются, что «хоть детям и внукам будет жить лучше, а нам уже надеяться не на что», да и молодые люди особых надежд на изменение власти не питают.
В то же время часть избирателей возлагает надежды на мажоритарных кандидатов, которые, по их мнению, ближе к народу и лучше знают потребности населения.
«Все уже давно поделено Партией регионов»
«А я говорю, что эти выборы ничего не изменят. Я уже 90 лет прожил, сколько раз голосовал – и ничего не поменялось. Поэтому сегодня голосовать не пойду», – говорит нам мужчина, который в этот «знаменательный» день пас коров.
А его вот напарник голосовать пойдет, но уже по возвращению домой с пастбища. Хотя особых надежд на исход избирательной кампании тоже не возлагает. «Нам бы такую власть, как раньше была», «или такую, как в Беларуси – там Лукашенко о людях беспокоится», – грустно-мечтательно говорят мужчины.
Появление журналистов LB.ua на участках воспринимают по-разному – одни члены комиссий искренне радуются и предлагают напоить-накормить, а другие требуют, кроме журналистского удостоверения, паспорт и разрешение на съемку. При этом никто так и не смог ответить, у кого это разрешение мы должны были взять. Тем не менее, везде нас уверяли, что голосование проходит спокойно, в списках все есть, и нарушений никаких не замечалось.
Так нам сказали и в селе Жовтневое Менского района. Но говоря не на камеру, люди становятся более открытыми: местная работница Дома культуры добродушно призналась, какая часть села за кого голосует, и что она, агитировавшая за «регионы», по состоянию на второй час дня уже составила отчет о проделанной работе. «Мы же никого не заставляем, просто предлагаем людям проголосовать. Вот, кто сам не может прийти, подвозим», – так тихо-мирно поделили голоса в селе. Какие уж там фальсификации!.. Женщина также рассказала нам, что на участок «примчался какой-то начальник СБУ от Ляшко, как он представился, но удостоверение не показал, и начал выхватывать из рук представительницы комиссии бюллетени, угрожая ей». Мужчина заявлял, что «здесь была фальсификация», а потом, по словам собеседницы, уехал, и номера машины даже не успели записать.
А другая член комиссии неохотно, но сознается: «Все уже давно поделено Партией регионов, по домам разнесли и заплатили». На наш уточняющий вопрос, мол, нужно же еще знать, кому разносить, отвечает: «Они знают».
Память Ленина выбирает Ляшко
Вообще поездка по Менскому району выдалась довольно интересной. Сначала в самом райцентре мы попали на голосование на дому.
Пожилая женщина сразу сказала, что не видит текста в бюллетенях, но голосовать будет за «регионы», поэтому попросила членов комиссии указать ей ее номер в списке.
Наблюдатели недолго поразмысли и согласились, мол «если не видит, но четко говорит о своем решении, то можно». Впрочем, мажоритарного кандидата старушка с лупой выбирала уже сама, без «подсказок».
В это время главе избиркома неожиданно поступил звонок из соседнего участка: мол, возле здания комиссии представители мажоритарного кандидата, якобы самовыдвиженца Михаила Голицы, предлагают деньги за «нужный» голос. Но когда мы приехали на место, на участке нас заверили, что все тихо и спокойно, никакой машины и денег от кандидата не было.
«А я голосовать на выборы не иду, я жену здесь жду. Я думаю, что наши голоса ничего не решат», – рассказывает LB.ua стоящий возле участка мужчина. На наше удивление, мол, как так – «жена голосует, а вы нет», мужчина отвечает просто: «А их в больнице просто за Партию регионов заставляют голосовать». Комментарии излишни. Подобные свидетельства о том, что медиков и педагогов мало того что голосовать, так еще и отчитываться за проделанный выбор принуждали, в этом регионе мы слышали неоднократно. С некоторых, по их словам, даже расписку брали, но люди открыто боятся свидетельствовать – дорожат рабочим местом.
С одной стороны «гражданскую несознательность» сельских жителей можно осуждать, мол, сетуют на тяжкую судьбу, ждут лучшего будущего хотя бы для детей и внуков и при этом продают свои голоса за 100-200 грн или поддаются давлению власти.
Но зная проблемы жителей сел изнутри, могу уверенно сказать: когда думаешь, чем прокормить семью и в чем отправить ребенка зимой в школу, потребности, стоящие на вершине пирамиды Маслоу, не столь важны.
Люди по-настоящему благодарны кандидату, который дал пару банок краски для клуба, который не ремонтировали годами, или денег на местный ФАП, в аптечке которого часто нет самых необходимых медикаментов. За такое будут голосовать. Такова правда жизни украинской глубинки, какой бы примитивной и прозаичной она не выглядела с высоты столичного взгляда.
После поездки по селам становится понятно, почему Олег Ляшко побеждает здесь безоговорочно – избиратели его действительно любят. В селе с дивным названием «Память Ленина» нам рассказали, что главный радикал страны лично приезжал, общался с людьми, клубу помог. А одна из членов комиссии говорит, что голосовала за него потому, что «он, как и я, из детдома, тоже пробивался в люди». В Макошино же бабушкам нравится «радикалист» просто потому, что организовал им подвоз машиной на голосование.
А в Соснице старушка рассказала LB.ua «какой великий человек Игорь Рыбаков», который привез мощи святых и помог отремонтировать церковь. Конечно, бабушка охотнее отдаст свой голос за кандидата, благодаря которому она будет молиться зимой Богу в теплой церкви, а не прозябая от холода.
Высокие технологии в маленьких селах
Во всех селах, в которых мы побывали в день выборов, члены избирательных комиссий в один голос говорят, что камеры наблюдения работают исправно. «Даже себя в интернете уже видели», – хвалятся. При этом о технической стороне работы камер члены избиркомов - преимущественно пожилые женщины - знают мало.
«Нам рассказали, как включить, мы включили. Позвонили, спросили, работают ли. Нам сказали, что все нормально. Мы и спокойны», – говорит нам член комиссии в селе Память Ленина Менского района.
Даже в совсем маленькой деревушке Малое Устье, в которой не больше полутора сотен избирателей, и где участковая комиссия находится в старой нежилой хате, камера, говорят, исправно подключена к интернету и все фиксирует.
А вот когда же наступит долгожданное «покращення», во время поездки сказать нам не смог никто, но один намек все таки дали.
«Моя покойная бабка лет 12 назад предсказала, что если в 2013 году к власти в Украине придет женщина, то все будет хорошо», – поделился прогнозом мужчина из Памяти Ленина.
Будем ждать 2013-го.