Может ли всерьёз бороться со мздоимством власть, состоящая, в основном, из людей, доходы и расходы которых – тайна сия велика есть… Может ли экономическая система страны продолжать функционировать, если из неё вынуть основополагающий коррупционный стержень? Опять не риторический вопрос. И, наконец, может ли страна всерьёз, эффективно реформировать свою социальную систему, включая образование и здравоохранение, если 60 процентов экономики страны находятся в тени?
От нас устали. Не только мы сами устали от себя. От нас устали симпатизировавшие нам ранее зарубежные друзья-доноры. Относительно недавно они искренне подарили нам сотни миллионов долларов в надежде, что мы всерьёз поборемся с собственной коррупцией. Где эти немалые деньги, кто построил новые «хатынки», купил новые «Лексусы»..? Я – не знаю. Но хуже, гораздо хуже, что этого не знают, категорически не хотят знать Счётная Палата, СБУ и Налоговая служба. Да и налогоплательщики стран-дарителей почему-то не озаботились узнать у своих правительств результаты борьбы с коррупцией в вечно просящей подаяния Украине.
От нас действительно устали. От нашей непрекращающейся властной грызни, от нашего тупого нежелания сделать свою собственную жизнь комфортабельной и предсказуемой. От нашего постоянного нежелания признать свою собственную историю, не мифологизированную, ничуть не более кровавую, нежели истории других, ныне вполне цивилизованных стран. А ещё они устали от гнилостного запаха, исходящего от страны, где привольно действуют всевозможные проходимцы и кудесники, наглые, ненаказуемые, захватывающие командные должности в образовании и науке. Мыслим ли в какой-нибудь сонной Исландии или Швейцарии такой, как у нас, Андрей Слюсарчук в качестве директора бюджетного «Института мозга»?
С каждым месяцем – всё больше грязи. С каким-то мазохистским сладострастным удовлетворением мы всё глубже погружаемся в мерзкое болото конфликта с Европой, иными словами, конфликта с самими собой. Не сомневаюсь, Юлия Владимировна заслуживает пристального следственно-судебного внимания, да и в Соединённых Штатах её не так давно ожидали в качестве свидетеля… Но – опять вопрос: почему только она? И другой вопрос, очень важный для нас всех: может ли быть её судьба равновесна судьбе всей нашей страны, слабой, растерянной, потерявшей какие-либо нравственные ориентиры?
Реформы, так искренне инициированные нашим Президентом, умирают. Каждая в отдельности и все вместе. Потому что так реформы не проводят. Тайно, в тиши нескольких кабинетов можно успешно подготовить заговор. Как было с Хрущёвым, к примеру. А проведение реформ требует открытости, подготовки населения, долгих информационных кампаний, публично высказываемых аргументов, в том числе и экономических. И смены кадров, многих и разных. Как я уже писал по аналогии с известным анекдотом, необходимо менять девочек, а не кровати.
Два дня тому встретил на улице давнюю знакомую. Она уже несколько лет работает в Администрации Президента. Обычный клерк, прежде работавший на востоке Украины (подробнее не скажу, вычислят). Я выслушал долгий тоскливый монолог искреннего человека, желающего добра и своей стране, и своему Президенту. К сожалению, Виктор Фёдорович мнением своих нижних клерков не интересуется.