"…на что идет ключевой рост. 400% - вдумайтесь! – на 400% вырастает заповедный фонд специальных территорий. Это там, где вы будете охотиться вместе с Януковичем? На 156% растут расходы на содержание Генпрокуратуры, 154% - перевозка высших должностных лиц, 148% - аппарат Министерства социальной политики. К слову, на 13% растет дефицит Пенсионного фонда, а на содержание аппарата Пенсионного фонда идет на 1 млрд грн больше – ровно в два раза. 137% - внутренние войска. Вот политика, которая будет проводиться правительством", - справедливо распекал чиновников нардеп-БЮТовец Сергей Соболев в четверг с трибуны парламента.
В бюджете и в самом деле увеличены расходы на силовиков и на содержание некоторых чиновников. Так, расходы на обслуживание президента выросли, а вот расходы на содержание депутатов и правительства сократились. Что, впрочем, логично ввиду централизации власти в руках президента.
В этом свете довольно угрожающе выглядит рост расходов на абсолютно все силовые ведомства, особенно на армию. Главным образом, на закупку и модернизацию вооружения.
Расходы на руководящий состав Минобороны даже чуть снизились с 0,215 млрд грн до 0,204. Меньше потратят и на строительство жилья для военных – 0,5 млрд вместо 0,535. Основной рост заложен, как сказано выше, в расходах на модернизацию вооружения (1,48 млрд вместо 0,57 млрд). Чуть больше потратят на медицинское лечение и реабилитацию военных (1 млрд вместо 0,95 млрд в прошлом году). То есть деньги достались в основном "оружейным баронам", а не простым солдатам или офицерам.
Рост расходов на разведку связан со строительством жилья для военнослужащих СВР (отдельной строкой 5 млн грн – в прошлом году таких расходов не было).
Расходы на Службу безопасности выросли из-за трат на заграничные командировки (2,46 млн грн вместо 1,96 млн в прошлом году).
Рост расходов на МВД спрятан в статьях на содержание внутренних войск (1,4 млрд грн вместо 1,2 млрд). Как раз эти ребята занимаются "охраной общественного порядка" на митингах и защищают органы государственной власти. Больше денег пойдет и на борьбу с незаконной миграцией (397,6 млн вместо 197 в 2011 году). Впрочем, деньги могут пойти не на борьбу с нежелательной миграцией, а на регистрацию физлиц, которой также занимается Государственная миграционная служба при МВД.
В прокуратуре основные траты идут на "надзор органов прокуратуры за соблюдением законов и представительские функции в суде" (2,45 млрд против 2,24 млрд). Довольно размытая строка расходов.
В общем и целом бюджет на 2012 год гораздо менее информативный, чем прошлогодний. Хотя и бюджет на 2011 год был скроен по новым лекалам после административной реформы, что усложнило его анализ. Расходные статьи бюджета на 2012 год еще менее прозрачны и требуют большей детализации.
Например, в 2011 году в расходах той же миграционной службы было 4 статьи, в 2012 году только 3. Исчезла статья "предоставление помощи беженцам". В расходах на Главное управление внутренних войск было в прошлом году 5 статей, в нынешнем – всего 4 статьи (слили в одну охрану объектов госважности и обеспечение правопорядка). И так по другим распорядителям.
То есть теперь сложно понять, сколько именно денег внутренние войска потратят на кордоны вокруг демонстрантов, а сколько – на охрану "Межигорья". Хотя мы, ясное дело, постараемся разузнать.
В следующей части разбора бюджета мы посмотрим, как распределили деньги на министерства и ведомства.