И хотелось бы признать свою убежденность ошибочной, но несколько дат не позволяют сделать это при всем желании:
- 29 июня 2001-го - прекратил свое существование Plymouth (подразделение Chrysler, основано в 1928 году)
- 29 апреля 2004-го – прекратил свое существование Oldsmobile (подразделение GM, основано в 1897 году)
- 1 мая 2009 года – банкротство Chrysler
- 1 июня 2009 года – банкротство GM
- 1 ноября 2010-го - прекратил свое существование Pontiac (подразделение GM, основано в 1926 году)
- 4 января 2011-го - прекратил свое существование Mercury (подразделение Ford, основано в 1939 году)
Думаю, если принять Детройт за одно большое предприятие, то взглянув на приведенные выше события, можно подвести следующий итог: большинство управленцев этой "конторы" можно признать профессионально непригодными. Их безотчетная вера в собственную неуязвимость привела к тому, что поисковые системы одинаково успешно отзываются как на "Город моторов" - традиционное прозвище Детройта – так и на запрос "Детройт город призрак".
При этом в начале года в рамках Северо-Американского Международного Автосалона здесь по традиции собираются те игроки автомобильного рынка, для кого США в целом выглядят куда более привлекательно, чем их "автомобильная столица".
Но опять возвращаясь к перечню дат, у меня возникает вопрос: а может, с началом кризиса стоило устроить масштабную "перезагрузку"? Зачем нужен был Детройтский автосалон-2009 – с бастующими рабочими под стенами Cobo Center, с угрозой банкротства всех трех автопроизводителей? Ведь в 2008-м уже было ясно, что ситуацию нужно "ломать": в ответ на снижающийся спрос Chrysler закрывал производства, Ford расформировал свое подразделение Premiere Automotive Group, продав ранее входящие в него Land Rover и Jaguar, GM понес по итогам 2007-го года рекордные убытки в размере $38,7 млрд, с правительством обсуждался вопрос о выделении финансовой помощи Большой Тройке… Не лучше ли было сказать себе "хватит" - и на пару лет снять красивую вывеску под названием "Детройтский автосалон"? Навести порядок, разобраться с системными проблемами, на которые до этого закрывали глаза… Ведь отменили же в период кризиса автосалоны в Токио и Лондоне!
Но нет. Шоу для американцев – это, видимо, святое. Хороший понт дороже денег. Хорошая мина при плохой игре. Прилететь за помощью в Сенат на частных бизнес-джетах – в то время, как возглавляемая тобой корпорация вот-вот пойдет на дно. Главы Chrysler, Ford и GM сделали именно так. И если Алана Маллали еще можно понять, поскольку впоследствии Ford отказался от государственной помощи, то Боб Нарделли и Рик Вагонир, как по мне, в тот момент полностью потеряли связь с реальностью.
Да, с одной стороны, сохранив Детройтский автосалон, американский автопром сохранил свой символ. Но с другой – зная, как выглядит "столица автомобильной Америки" в нескольких километрах от центра города, начинаешь понимать местных жителей, многие из которых относятся к выставке как к пиру во время чумы.
Вы видели хотя бы один новостной сюжет о Детройте-2011, в котором хотя бы вступление к самому материалу было отснято не в павильонах Cobo Center? Я – нет. Не потому ли, что в кадр нечаянно может попасть что-то из повседневной жизни нынешнего Города Моторов?
На это больно смотреть. Решения о запуске в производство Ford Mustang, Chevrolet Corvette, Dodge Viper – да разве всех перечислишь? – вызревали и принимались здесь, на этих улицах, в Детройте.
Сегодня город, который основал Антуан де ла Мон-Кадаллак, всем своим видом словно говорит: дорогие костюмы, бонусы, бизнес-джеты и дежурная американская улыбка системы "у нас все отлично!" могут быть отражением успеха, а могут служить и очень недешевой маскировкой собственной беспомощности – как в нашем случае. Сегодня ее предельно откровенно демонстрируют десятки брошенных домов и офисных зданий Детройта…
Так что рассматривая в этом году сияющих дебютантов Северо-Американского Международного Автосалона, которых набралось больше трех десятков, я не мог отделаться от ощущения "большого фарса". Слишком хорошо запомнился прошлый, "депрессивный" Детройт-2010. Слишком резкий контраст между нарядной атмосферой внутри Cobo Center – и кадрами, снятыми в брошенных кварталах Города Моторов. Их разделяет не просто пара-тройка километров – это разные измерения.
И оживший авторынок Америки, которому в 2011 году прогнозируют 11%-й рост, меня пока не успокаивает. Я смотрю на новинки, представленные Большой Тройкой, и задаюсь вопросом: а нужен ли вот этот Cadillac со спортивными знаками отличия? Не угробит ли еще одну легендарную марку эта "рейсерская" прививка?
А как отреагирует американская публика, привыкшая к "взрослым" автомобилям, на компактный даже по европейским меркам Sonic под родной маркой Chevrolet? Почему новый Buick Verano выполнен в совершенно аморфном стиле? Конечно, учитывать вкусы китайских покупателей, благосклонно относящихся к Buick – это правильно, но что должно привлечь покупателя к этому автомобилю здесь, в США?
В общем, я пока не особенно верю в полное выздоровление американского автопрома. Даже несмотря на то, что работа Ford и Chrysler вселяет оптимизм. К примеру, Ford объявил о том, что в ближайшие 2 года планирует нанять 7 тысяч работников, с акцентом на инженерах, специализация которых – электрификация транспортных средств. Учитывая, что на стенде "фордовцев" можно было видеть "электрический" Focus EV и гибридный C-Max в двух версиях – все логично. Chrysler, показавший обновленные 300C и Compass, тоже наверняка не будет обделен вниманием покупателей – обновки пришлись к лицу обоим автомобилям.
И все-таки из памяти никак не удается стереть один из кризисных заголовков: "Детройт умер. Да здравствует Шанхай". Похоже, одного Детройтского автосалона с несколькими десятками премьер мало. Нужно с толком наполнять пустоту, обнаженную кризисом. Т.е. заново нарабатывать репутацию.
P.S. Про европейских, японских, корейских автопроизводителей, представленных в Детройте, я намеренно не упоминал – это тема для отдельного разговора.