ГлавнаяЭкономикаБізнес

Новый ядерно-газовый передел

Победу российского производителя ядерного топлива для АЭС в конкурсе на строительство завода в Украине можно считать закономерной.

Новый ядерно-газовый передел

О более выгодных предложениях (с которыми выступило ОАО «ТВЭЛ») по сравнению с американско-японско-казахским СП Westinghouse эксперты-атомщики говорили еще год назад. Недоумение вызывает разве что поспешность принятых решений и несоблюдение озвученной ранее процедуры. Впрочем, связать этот факт можно с газовой, а не атомной интригой.

О победе российского «ТВЭЛа» на конкурсе технологий для украинского предприятия по изготовлению ядерного топлива для реакторов российского образца ВВЭР-1000 (13 из 15 действующих в Украине) сообщила журналистам представитель Westinghouse Electric Company Светлана Меркулова. «Мы получили уведомление, в котором нас благодарят за участие в конкурсе и сообщают, что межведомственная комиссия приняла решение в пользу «ТВЭЛ»”, – сказала она.

Члены межведомственной экспертной комиссии, проголосовавшие единогласно за российскую технологию, были несколько удивлены утечкой информации, поскольку на заседании было также принято практически единогласное решение не афишировать результат, который является промежуточным. «Дело в том, что по регламенту предстоит еще заседание научно-технического совета и коллегии Минтопэнерго», – сказал в комментарии LB.ua на условиях анонимности один из членов межведомственной экспертной комиссии.

Впрочем, отраслевые эксперты утверждают, что предложения российской стороны получили единогласное одобрение всех участников межведомственной конкурсной комиссии вполне закономерно. В частности, в отличие от американцев, россияне выразили готовность создать в Украине полный цикл производства свежего ядерного топлива, за исключением только обогащения. Это и конверсия, и спекание таблеток, и изготовление комплектующих, и т.д.

По условиям конкурса, победитель должен построить завод по производству топлива для АЭС Украины к 2013 году. Сначала предприятие будет выпускать тепловыделяющие сборки в эквиваленте 200 т урана в год (приблизительно 10 энергоблоков-тысячников), а к 2017 году его мощность вырастет вдвое. Кроме того, оно также будет иметь лицензию на экспорт топлива в третьи страны, – сказано в условиях конкурса. 51% акций будущего СП будет владеть госконцерн «Ядерное топливо Украины».

Общая стоимость строительства завода оценивается в сумму от $600 млн. до $1 млрд. В то же время Россия планирует внести свою долю в СП технологиями, оценить стоимость которых отраслевики не могут даже приблизительно. Эти технологии, согласно условиям конкурса, должны быть переданы Украине до 2020 года.

Во вторник глава «Росатома» Сергей Кириенко подтвердил позицию России, отметив, что Москва готова, в соответствии с договоренностями с украинским правительством, в сжатые сроки создать в форме совместного предприятия производство ядерного топлива на территории Украины.

Между тем, по мнению российских экспертов, исходя из заявленных украинским правительством сроков пуска первой очереди «ядерного» завода, почивать на лаврах «ТВЭЛу» некогда. Уже нужно готовить оборудование и параллельно обучать украинский персонал на российских заводах. Кроме того, комплект обосновывающих безопасность документов должен быть подан в Госкомитет по ядерному регулированию Украины в ближайшие месяцы, иначе сроки, зафиксированные в конкурсных документах, будут сорваны.

Любопытно, что утечка информации со стороны представителя Westinghouse произошла в понедельник вечером, а уже во вторник после обеда «Росатом» получил подтверждение о победе топливного концерна «ТВЭЛ» в конкурсе на строительство завода по фабрикации ядерного топлива в Украине. Более того, в письме главы украинского Минтопэнерго Юрия Бойко в адрес «ТВЭЛа» говорится, что в настоящее время Минтопэнерго Украины согласовывает проект соответствующего решения Кабинета министров Украины, которым предусматривается заключение в месячный срок соглашения о создании в Украине предприятия по производству ядерного топлива между украинским госконцерном «Ядерное топливо» и ОАО «ТВЭЛ».

При желании, такое распоряжение можно утвердить на заседании Кабмина до начала октября, если соблюдать минимально необходимые процедуры согласования в министерствах и ведомствах. Иными словами, если не будет желания отдельных чиновников затянуть процесс.

А повод для затягивания легко может появиться. 8-10 сентября в Украине находилась американская официальная делегация во главе с замгоссекретаря США по политическим вопросам Уильямом Бернсом. И хотя итоги переговоров на момент написания статьи неизвестны, можно с уверенностью говорить, что проигрыш американской компании непременно будет обсуждаться в ходе визита.

Во-первых, вряд ли тот факт, что утечка информации произошла как раз накануне самого визита, является случайным. Во-вторых, перед визитом в Киев Бернс посетил Москву. Вместе с тем, как бы США ни прессинговали украинскую сторону, им будет сложно аргументировать необходимость выбора именно их технологии. Westinghouse просто не заинтересован внедрять в нашей стане полный цикл производства ядерного топлива.

Любопытно, что с момента объявления официальным Киевом начала конкурса все телодвижения американской стороны были сконцентрированы на попытках его сорвать. К слову, год назад ей это таки удалось, когда по решению СНБОУ были отозваны конкурсные предложения ввиду того, что в Украине, по мнению тогдашнего президента Виктора Ющенко, не может строиться ядерный объект с менее чем стопроцентной собственностью украинского государства.

Между прочим, соответствующую норму закона о государственной собственности на ядерные объекты никто не отменял. Правда в законе речь идет о действующих объектах. Что касается новых, то их может строить и Ахметов, и Коломойский, и тем более Кириенко. Проблема – разве что получить соответствующее разрешение в Госкомитете ядерного регулирования Украины, пройти который безболезненно не всегда удается даже государственному «Энергоатому».

Еще один нюанс – мгновенная реакция украинского министра Юрия Бойко, поспешившего уведомить российскую сторону о победе еще до завершения регламентных процедур. Не исключено, что спешность министра вызвана газовыми проблемами. В частности, публичным проявлением нежелания российской стороны пересматривать формулу цены на экспортируемый в Украину газ. Если еще на прошлой неделе российский премьер Владимир Путин категорически отрицал возможность и необходимость пересмотра харьковских газовых соглашений, то уже в понедельник (как раз по факту решения межведомственной экспертной комиссии по ядерному заводу) посол России в Украине Михаил Зурабов выступил перед украинскими журналистами с заявлением, что пересмотр украино-российских газовых соглашений – возможен.

И переговоры по этому поводу на высшем уровне могут состояться уже в сентябре.

Возможно, практика «что-то в обмен на газ» не очень конструктивна, но тут случай особый: Украина получает дополнительные технологии и, хоть и с помощью России, но создает один из ключевых элементов собственного ядерно-топливного цикла.

Вопрос в том, остановится ли на этом украинское правительство, и не окажутся ли в списке совместного пользования те элементы ЯТЦ, которые Украина в состоянии разрабатывать самостоятельно, как-то цирконий, уран, выбор типа реактора под будущие АЭС…

Ілона ЗаєцьІлона Заєць, оглядач паливно-енергетичного комплексу
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram