ГлавнаяЭкономикаБізнес

​Битва в воздухе

Британская авиакомпания British Airlines и испанская Iberia до конца года объединятся и купят 12 других авиаперевозчиков.

​Битва в воздухе

Результат этого слияния будет называться International Airlines Group (IAG) и станет третьей крупнейшей авиакомпанией в мире. Акции индийской авиакомпании Kingfisher Airlines сразу же подскочили после объявления о планах нового гиганта. Хотя представители British Airlines и Iberia не заявляли о том, какие компании они собираются купить, информационные агентства сообщают, что первыми их приобретениями могут стать Kingfisher Airlines (вторая крупнейшая авиакомпания Индии) и одна из крупнейших бразильских авиакомпаний TAM. По другим данным, новый концерн купит также немецкую Air Berlin, британскую British Midland, финскую Finnair, американскую American Airlines и чилийскую LAN. Другими возможными претендентами являются австралийская авиакомпания Quantas, гонконгская Cathay Pacific, авиалинии ЮАР, катарская Qatar и иорданская Jordanian.

Объединение стай

Для европейцев такие новости не несут ничего неожиданного. Пассажирам будет легче найти нужный маршрут и придется меньше ждать пересадок. Планируемая мега-сделка – только начало нового этапа перемен на мировом рынке авиаперелетов. «В мире тысячи авиаперевозчиков, хотя хватило бы и сотни», – говорит Стефан Фурлонг, аналитик брокерской компании Davy. Многим приходится выживать в условиях жесткой конкуренции со стороны крупных авиакорпорций или бюджетных компаний. Поэтому единственная возможность остаться на плаву – самим стать крупной корпорацией. Еще в начале этого года японская авиакомпания Japan Airlines объявила о планах по созданию совместного предприятия с American Airlines. А у British Airways просто выхода другого нет – в первом квартале компания снова оказалось убыточной, потеряв 250 млн. фунтов из-за забастовок бортпроводников и извержения вулкана в Исландии. Для Iberia 2009 год оказался наихудшим за последние 13 лет, только во втором квартале этого года Iberia заработала 31 млн. евро по сравнению с чистым убытком в 73 млн. евро годом ранее. Еще в 2008 году в США объединились Delta Air Lines и Northwest Airlines, став крупнейшей авиакомпанией в Штатах. Немецкая Lufthansa в 2009-2010-х годах потратила $180 млн. на покупку австрийской Austrian Airlines.

Украина – птица мелкая

Пока мировые гиганты делят небо, украинские авиаперевозчики только начали восстанавливаться после кризиса. За первое полугодие 2010 года пассажиропоток увеличился на 13,2%, тогда как в 2009 году этот показатель упал на 17%, сообщает Госавиаадминистрация. Ситуация могла измениться в 2007-2008 годах, когда в Украине были открыты первые маршруты лоу-костеров.

Однако с течением времени многие бюджетные авиакомпании вынуждены были отказаться от своих наполеоновских планов по завоеванию рынка. Так, WizzAir за время своей деятельности отменила некоторые направления, а Germanwings и Air Arabia – отказались от планов по увеличению количества маршрутов. «Раньше Wizzair было легко получать разрешения на новые маршруты, так как министр транспорта Иосиф Винский был миноритарным акционером компании. Теперь министр новый, поэтому компании сложнее», – говорит источник, близкий к Госавиадминистрации Украины. Проблема еще в том, что многим гражданам Украины трудно открывать визы для поездок заграницу. Более того, в Украине фактически нет достаточного количества потенциальных клиентов для множества авиакомпаний и маршрутов. Те, кто уже летают, могут себе позволить дорогие билеты, а те, кто мог бы летать, еще не имеют нужный уровень доходов. Однако через 10-15 лет, когда процесс слияния региональных компаний и крупных перевозчиков будет завершаться, очередь дойдет и до Украины. Ведь за время независимости в нашей стране почти втрое уменьшилось количество самолетов и вертолетов (1994 год – 1168 ед., 2008-й – 468 ед.). Сейчас все 32 украинские авиакомпании эксплуатируют около 100 самолетов.

Для сравнения: Lufthansa Air France – 419 самолетов, а будущий альянс International Airlines Group – около 400 самолетов. Когда они обратят внимание на Украину, то просто скупят все самое прибыльное, оставив прозябать всех конкурентов.

Влад ГоловинВлад Головин, журналист
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram