Еще год назад ноутбук, способный поместиться в дамской сумочке, свидетельствовал о достатке его владельца. Теперь компьютер с такими габаритами все чаще указывает на вынужденную экономию - на украинском рынке в моду входят нетбуки.Эти портативные компьютеры внешне выглядят как ноутбуки, но в несколько раз меньше и легче их. Они также значительно дешевле лэптопов. Сегодня на украинском рынке такие ПК стоят от 1 500 гривен, в то время как полноценные ноутбуки - от 3 500 грн. Покупателю нетбука придется смириться с его очень ограниченной функциональностью и низкой производительностью: видеоигры и обработку фотографий такое устройство не осилит. Впрочем, все больше людей этим удовлетворены - нетбуки все так же позволяют побродить по Интернету, посмотреть фильм или поработать с основными офисными приложениями.
Благодаря этому объемы продаж новой категории компьютерной техники за последнее время почти не изменились. Доля нетбуков на отечественном рынке портативных ПК уверенно увеличивается. За год - с момента их появления на украинских прилавках - она, по оценке руководителя продакт-центра ASUS в Украине Евгения Севериновского, выросла до 9-12%. Такой рост он объясняет не только тем, что покупатели уже ознакомились с продуктом, но и кризисом, заставившим экономить.
Падение платежеспособности населения, а также исчезновение потребительского кредитования сильно ударили по продажам компьютеров. Если в 2007 году рост украинского рынка ПК, по данным исследовательской компании IDC, составил 44%, то в прошлом году он вырос на 5%. Всего в 2008-м украинцы купили 2,3 млн. компьютеров. Причиной таких скромных показателей оказался резкий спад продаж к концу прошлого года.
В этом году украинцы стали еще больше отказываться от приобретений техники, свидетельствуют данные исследовательской компании GfK. В первом квартале этого года на покупки новых ноутбуков покупатели потратили на треть меньше, чем годом ранее. Падение продаж стационарных компьютеров оказалось еще более стремительным - 64,4%. Всего на компьютерную технику украинцы за первые три месяца этого года потратили около 1,14 млрд. грн. - почти в два раза меньше, чем за аналогичный период 2008 года.
«На рыке компьютерной техники нетбуки в сегодняшнее кризисное время пострадали меньше всего», - говорит Николай Коломоец, руководитель отдела внешней аналитики холдинга Unitrade Group. Цена оказалась фактором, заставляющим покупателей отказываться от полноценных ноутбуков, считает начальник отдела цифровой и ИТ-техники компании «Фокстрот. Техника для дома» Сергей Карпухно.
Во время появления нетбуков на украинском рынке им пророчили роль второго, а то и третьего компьютера в семье. Сейчас эксперты соглашаются - эти дешевые устройства все чаще становятся первыми и единственными. «Есть покупатели, которые вынуждены ограничиваться нетбуками», - признает директор розничной сети DiaWest Юрий Приходько.
С тех пор, как в продаже появился первый нетбук, ассортимент этих устройств очень вырос. Их стали делать почти все производители лэптопов, пытаясь угодить самым разным вкусам потребителей. Начинка, вес, габариты, дизайн, размер экрана (от 7 до 12 дюймов) и продолжительность автономной работы определяют различную стоимость этих устройств - некоторые даже дороже полноценных ноутбуков. Но в Украине самыми ходовыми являются нетбуки тайваньского производства: модели ASUS EeePC, Acer Aspire One, MSI Wind, которые стоят 2,3-3 тыс. грн.
В нынешнем году аналитики IDC ожидают еще большей экономии украинцев на компьютерах: по их оптимистичным прогнозам, рынок уменьшится на 44%, по пессимистичным - на 60%. Но украинцы не так массово будут отказываться от нетбуков - в этом году их доля в продажах мобильных ПК составит 15%, прогнозируют в Unitrade Group.
Правда, производители будут вынуждены удовлетворять спрос на недорогие компьютеры, уверяет маркетинг-менеджер MSI в Украине Алексей Калиновский. По его словам, стоит ожидать появления лэптопов, способных конкурировать с нетбуками по цене, но превосходить их по производительности.
СПРАВКА
Незаменяемая техника
Помимо компьютеров, украинцы стали меньше покупать и остальной техники, свидетельствуют данные GfK. Кроме, пожалуй, жидкокристаллических телевизоров - в первом квартале этого года украинцы потратили на них на 3,5% больше, чем годом ранее.
Продажи кинескопных телевизоров упали в среднем на 30%, как и DVD-проигрывателей и домашних кинотеатров. Еще меньше выручки принесла торговля автомобильными магнитолами, видеокамерами и домашними аудиосистемами - на 40%. В среднем продажи бытовой электроники в денежном выражении упали на 21,7%.
«Люди покупают все меньше товаров, а если покупают, то стараются выбирать те, что подешевле», - говорит директор аналитического департамента компании Pro-Consulting Александр Соколов. По его словам, замедлился процесс замены - украинцы будут вынуждены дольше пользоваться старой техникой, откладывая покупку новой до лучших времен. Это подтверждают объемы продаж мобильных телефонов, которые, по данным GfK, за первый квартал упали на 53,8%.
Зато все больше покупателей согласны довольствоваться техникой, бывшей в употреблении. Такую можно приобрести по объявлениям, а также на Интернет-аукционах, которые сейчас переживают пик популярности. По словам руководителя проекта Auction.ua Ярослава Максимовича, наиболее интенсивный рост покупок на этом ресурсе пришелся как раз на ноябрь 2008 года. «Если в течение прошлого года рост был равномерным, приблизительно 15% в месяц, то в ноябре-декабре он составил 50%. Сейчас рост количества продаваемых товаров стоит на уровне 20% в месяц», - говорит он.