А тут еще ряд существенных провалов на важнейшем для нашего северного соседа направлении – газовом. Европарламент 22 апреля принял третий «энергетический пакет» плана либерализации энергорынка Европы. Важнейшая его составляющая – разделение поставщиков и транзитеров газа. В таких условиях «Газпром» принципиально лишается возможности выйти на конечных потребителей в странах Европы.
Со своей стороны Россия попыталась шантажировать Европу. Вице-премьер Игорь Сечин в ходе переговоров с еврокомиссаром по энергетике Андрисом Пиебалгсом заявил, что «январская трагедия получит катастрофическое продолжение», если ЕС откажется совместно с Россией финансировать закачку газа в украинские хранилища. Одновременно он предупредил, что использование трубопровода «Одесса–Броды» в аверсном режиме нарушит поставки нефти потребителям в Венгрии, Словакии и Чехии.
Сказано это было накануне форума «Южный коридор – Новый шелковый путь» в Праге, по окончании которого было подписано соглашение ЕС с Азербайджаном, Грузией, Турцией и Египтом об ускорении строительства трубопроводов для поставок природного газа в обход России. Один из проектов предполагает строительство трубопровода Nabucco для транспортировки 31 куб. м газа из Центральной Азии через Азербайджан, Грузию, Турцию, Болгарию, Венгрию, Румынию и Австрию. Стоимость проекта оценивается в $12 млрд. Первая фаза строительства предусматривает прокладку трубопровода протяженностью 2 тыс. км между Турцией и Австрией. Вторая – завершение газопровода ITGI мощностью 11 млрд. куб. м в год, соединяющего Турцию с Грецией и Италией. Оба проекта имеют в ЕС степень приоритетных, то есть могут быть на 30% профинансированы из бюджета Евросоюза. В дальнейшем к проекту Nabucco предполагают присоединиться Иран и Ирак.
Подписанные в Праге документы – в отношении как поставок энергоресурсов, так и «Восточного партнерства» – имеют ярко выраженную политическую составляющую. Причем оба документа в значительной степени дополняют друг друга, что прекрасно понимают в Белокаменной. Это неизбежно отразится на российской внешней политике. Европейские сложности в Москве постараются компенсировать заинтересованностью Вашингтона в поддержке Россией вопросов по Афганистану, Ирану и Северной Корее. Но будет ли этого достаточно?