ГлавнаяПолитика

Обратный отсчет

Расстрел – не повод для объединения украинских демократов. Другое дело – дефолт. Короткое затишье в грызне между Ющенко, Тимошенко и Литвином обернулось бурей. Разразившейся в нескольких местах одновременно.

Обратный отсчет

Круговые откаты

Благовидным предлогом для перемирия между представителями высшего руководства страны послужила угроза неполучения второго транша кредита МВФ. Чреватая окончательным крахом экономики, зависящей от внешней подпитки, как диабетик от инсулина.

Ключевые кандидаты на пост №1 встретились на прошлой неделе на Банковой. Ющенко, Тимошенко и Литвин понимают: «стоимость» президентского кресла в стране-банкроте равна нулю. Янукович, судя по всему, нет – сам он в СП не пришел, а «на подмену» прислал Азарова.

«Сухим остатком» рандеву стала договоренность не столько вместе попросить у МВФ еще денег (с которой Литвин в последнюю минуту «спрыгнул»), сколько оставить в покое Стельмаха (несмотря на статус «отпускника», он на Банковой тоже присутствовал). Конкретно – до конца каденции Виктора Андреевича.

Выгораживание Ющенко главы НБУ объясняется просто. Задача Стельмаха – не только блюсти интересы Нацбанка, но и параллельно пополнять «заначку» теневого избирательного фонда Виктора Андреевича. Пополнять так, чтобы не пришлось потом гаранту унижаться, выпрашивая подаяния на кампанию у Ахметова, Коломойского или кого-то другого. Сведя «дебет с кредитом», Стельмах волен отправляться на пенсию с чистой совестью.

Задача Тимошенко – отправить его туда пораньше. Ограничив тем самым возможность президента готовиться к гонке посредством админресурса. Тем более что результаты этой «подготовки» останутся на его заграничных счетах независимо от исхода элекций.

Эскапады Тимошенко Ющенко считал верхом цинизма. Формируя бюджет, премьер как никто наделен доступом к админресурсу. Выплаты «Юлиной тысячи» средствами казны – лучший пример. И это – только вершина айсберга, самая значительная часть которого остается, как водится, под водой.

Упорное нежелание Тимошенко пересматривать бюджет – стремление сохранить за собой уже закрепленные преференции на как можно более длительный период. Впрочем, даже тут остается лазейка: сообразно нормам действующего Бюджетного кодекса, правки для редактирования основного финдокумента страны в Раду направляет именно Кабмин.

Другое дело – вольное распоряжение средствами налогоплательщиков заканчивается, как правило, плачевно. Черновецкий – живое тому подтверждение. Подачки «любимым бабушкам» на выборах он делал не за свои средства – за бюджетные. От чего в бюджете столицы теперь образовалась непомерная дыра. Которую даже поборами за въезд на кладбище не заткнешь. Тем более не наскребешь на регулярные подношения в Секретариат. Ежемесячная поставка на Банковую энного количества «аргументов» – непременное условие того, что там закрывают глаза на «чудачества» Космоса. Кстати, «аргументы» тоже предназначены для 2010-го – идут в одну копилку с «заработками» Стельмаха.

Раздосадованный объемом постигших его неудач, Черновецкий спешно отбыл отдыхать. Точнее, окружение его на отдых выпроводило – чтоб не мешал договариваться с Секретариатом. Злые языки дополнительно конкретизируют: не отдыхать – лечиться, в элитную «психушку» в Израиле. Намедни отбытия в которую градоначальник якобы всерьез объявил себя императором, всем велел себе кланяться, а супруге и Олесю Довгому даже отвесил пару увесистых оплеух.

Поскольку в среду на зов президента Леонид Михайлович не явился, его кресло уже начали распиливать. Мэрства его, конечно, не лишить, а вот руководства Киевской горадминистрацией – вполне. Балога на этом посту видит главу Шевченковского района Виктора Пилипишина, о чем и провел с «литвиновцем» в начале недели соответствующее собеседование. Тимошенко собеседовала о том же и в тот же день Анатолия Голубченко.

Уроки весеннего провала 2008-го в БЮТ не выучены – собственного кандидата на столичный престол в блоке по-прежнему нет. А Голубченко хоть и считается многими человеком Черновецкого, на самом деле является слугой всех господ. Аксакал чиновничьей коррупции, служить верой и правдой он станет тому, кто больше пообещает. Так что ставка Тимошенко объяснима.

Сложно объяснить лишь то, почему она согласилась отстать от Стельмаха. В смысле, что получила взамен? Взаимное попустительство Банковой и Грушевского относительно «скирдования» из бюджета на предвыборные нужды – слабое объяснение. Более реалистичное – обещание не препятствовать деятельности Александра Турчинова, распределяющего рефинансирование нуждающимся в «ручном режиме». Проще говоря, первый зам Юлии Владимировны – по жизни и по Кабмину – сам решает, кому дать, кому не дать, какой компании или госмонополии помочь и в каком объеме. И что – не обязательно сколько – за это получить.

Иначе невозможно: больше Тимошенко положиться просто не на кого. В Кабмине и сопряженных с ним ведомствах царят хаос и анархия. Причем по «показаниям» не оппозиционеров – самих обитателей властных структур.

Да и «получателям» хорошо – те, кто наивно пытается «кредитоваться» в НБУ, сталкиваются с суровой реальностью. Прямо говоря – с необходимостью платить «откат», сумма которого превышает все разумные пределы. Плюс – «сами собой разумеющиеся» традиционные 3% «кэшэм» (непременно «кэшэм»!).

Горе не от ума – от его недостатка

«Перемирие» Ющенко с Тимошенко продлилось недолго. Ровно столько, сколько требовалось на подготовку текста письма в МВФ. С началом пленарной недели противостояние разразилось с новой силой.

Проголосовали, а потом подумали – это не только про «регионалов». «Бютовцы» тоже так умеют. Приснопамятная демонстрация умения – присвоение статуса «и.о.» Кабмину Еханурова в 2006-м. Юрий Иванович почти даже не расстроился: технический премьер – он и есть технический. Зато БЮТ, опорочив себя кооперацией с ПР и КПУ, за пару месяцев до выборов обвалил тогдашние свои 22% до 16%. Остаток кампании пришлось посвятить не столько умножению достигнутого, сколько – восстановлению.

Вспомнить былой опыт БЮТ придется и сейчас – после бичевания Огрызко. И это, вероятно, будет самым безобидным последствием 3 марта. Которое, как верно подметил Вячеслав Кириленко, от 2 сентября мало чем отличается.

Более «обидными» окажутся следующие обстоятельства:

– легко прогнозируемый развал коалиции. От которой после отставки Огрызко останется огрызок. Первые «пошли» Ключковский с Тарасюком. Ключковский – из-за чрезмерной принципиальности. Тарасюк – обиженный «кидком». Юлия Владимировна как-никак лично обещала ему не трогать Огрызко в «награду» за то, что Тарасюк посредством подписания коалиционного соглашения привел в коалицию «оранжевых», ориентированных на Тимошенко.

– эти самые «оранжевые» – «группа в полосатых купальниках» – теперь тоже глубоко призадумаются над личными перспективами. А они у них неутешительные. Иного, кроме как в «Батьківщину», пути нет. Во-первых, потому что НСНУ стагнирует и самостоятельно ей в парламент больше не попасть. Даже если Ющенко, вняв мольбам Мартыненко и Ко, публично отречется от партии. Во-вторых, потому что в случае принятия новой Конституции по версии ПРиБЮТ у них просто не останется выбора. Сообразно этому документу, недавнее обнародование которого в СМИ учинило порядочно шуму, предусматривается не только избрание президента парламентом – с ликвидацией всех реальных его полномочий и даже львиной доли представительских; не только отмена второго тура выборов, если в первом кто-либо из участников набирает 51% и более – но и запрет на образование блоков. То есть бороться за мандаты смогут только партии. От предложения, внесенного ПР, проигрывают все, кроме самих «бело-голубых». В том числе БЮТ. Ведь «тимошенковцам» не избежать переструктурирования партии. Учитывая то, что в «Батькіщині» на местах ситуация не из лучших – в среде «сердечных» немало конъюнктурщиков, извлекающих предметную пользу из «провластного» статуса, – процесс будет непростым.

В-третьих, даже если Юлия Владимировна примет «любих друзів» под крыло, им предстоит побороться с нынешним ее окружением за место «под солнцем». Конечно, опыта успешного «приживалы» Губского никто не отменял. Но и неуспешного – Винского, тоже.

– следующий за Огрызко претендент на вылет – Луценко. Потому «самбисты» – опора Тимошенко в исконно «оранжевом» лагере, теперь сто раз подумают, прежде чем поддерживать любые инициативы премьера. В том числе – кадровые. На «пакетном» голосовании за новых министров точно можно ставить крест. Отдельно взятые кандидаты (те же Тигипко с Гайдуком на вице-премьеров) тоже под громадным вопросом. Без присоединения к ним Порошенко за них точно не проголосуют. А сразу троих правительственный Боливар не вынесет.

– защита Луценко – единственный способ помешать четвертой попытке создания ПРиБЮТ. Ее оформление – логическое продолжение «ситуативного совпадения интересов» «бело-голубых» и «сердечных». Именно так Борис Колесников охарактеризовал синхронное голосование «регионалов» и «воинов света» за снятие Огрызко и отмену выборов в Тернополе.

Подноготная «тернопольской эпопеи», грозящей превратиться в подобие мукачевской 2004-го, весьма любопытна. Вопросы довыборов и перевыборов на местах решает, как известно, Рада. До недавнего времени Тернопольщина считалась «вотчиной БЮТ», следовательно, именно от позиции «сердечных» в ВР зависело, быть или не быть выборам в регионе. Мнения во фракции разделились приблизительно поровну.

Пролонгировать безвластие на данной территории стратегически неверно, считали одни. Электоральный маховик уже запущен: бюллетени напечатаны, комиссии сформированы. Более половины из 10 млн. грн, выделенных на эти «радости жизни», освоены. Отнекиваться, мол, «выборы – лишние траты, сегодня нужно экономить» глупо.

Другие напоминали: авторитет БЮТ в Тернополе значительно подорван. Причем не столько из-за «проколов» центра, сколько из-за самоуправства и беспредела местных «сердечных». Пускаться в кампанию прежней командой – стопроцентно ее провалить. «Чистить ряды» возможным тоже не представляется: ключевые финансисты БЮТ в Тернополе сосредоточены сейчас в городской и областной парторганизациях. Выгнать их оттуда – значит обезоружить блок перед лицом президентской гонки.

И так плохо, и так нехорошо: выборы, как ни крути, обернутся электоральными потерями. Причем непонятно, когда большими – сейчас или в 2010-м (если сегодня оставить все, как есть).

Решающим аргументом за отмену выборов стало появление информации о том, будто потренироваться на них в Тернополе намерен Яценюк. Которого БЮТ, узрев конкурента, «мочит» изо всех сил. Рейтинг экс-спикера действительно растет, однако, не благодаря его личным усилиям – за счет промахов оппонентов. Арсений Петрович не есть надежда нации, скорее – самообман. Наивная попытка выбрать из множества старых зол одно новое.

– увольнение Огрызко, ставшее бартером за отказ от пертурбаций в Тернополе, активизировало инстинкт самосохранения Луценко. В боях за «Нафтогаз» его «орлы» приняли сторону правительства. Против них на баррикадах – бойцы СБУ. Единственная «гвардия», сохранившая верность Ющенко. Точнее, его коррупционному интересу неприкосновенности РУЭ, очевидность которого не вызывает более сомнений.

Равно как не вызывает сомнений непоколебимость намерения Банковой использовать подконтрольный ей «силовой рубильник» по полной программе. Активность Валерия Хорошковского – тому свидетельство. Задержание никому не известного прежде таможенника Шпитько, которого Тимошенко через присвоение правительственных наград пообещала произвести в ранг национального героя, напоминало стране фразу, будто невзначай оброненную Хорошковским в эфире «Интера» за два дня до перемещения в Службу: «Тот, кто осмелится растаможить газ РУЭ в пользу НАКа, станет государственным преступником».

Как в воду глядел! Грязные приемчики, возмущавшие Виктора Андреевича и Ко в 2004-м, вновь на вооружении.

Гробы и гвозди

Единственное, что усмиряет пыл Банковой, – невозможность воевать на несколько фронтов одновременно. БЮТ и НС – полбеды, но как быть с ПР? Не станет ли чрезмерная агрессивность Секретариата стимулом для создания упоминавшегося уже ПРиБЮТ?

В ПР уверены: станет. И даже «фактор Луценко» – не помеха. Смогли же «регионалы», сделав над собой усилие, взять его в правительство Януковича. Нужда заставит – закроют глаза и на его присутствие подле Тимошенко. Не исключено, что даже Колесников откажется от намерений засадить Юрия Витальевича в камеру к Пенчуку – во имя торжества уголовной справедливости. Которая без откровений друга Ахметова о шантаже со стороны Порошенко (из-за противления которому Колесников, собственно, сел) полноценной быть не может. Разоблачать же Петра Алексеевича Борис Викторович не торопится – политическая целесообразность не велит. Без этого запятая в деле «Белого лебедя» становится точкой.

В БЮТ справедливость присказки «Гуртом и батька легше бити» тоже осознают. Объединить усилия для противления Виктору Андреевичу с ПР – сыграть на опережение. То бишь перестраховаться от объединения усилий Виктора Андреевича с ПР для противления БЮТ.

Дополнительный стимул – преодоление в ВР президентского вето на закон о временных следственных комиссиях, фактически упрощающий процедуру импичмента. Организовать дисквалификацию гаранта, уверяет Лавринович, – это не так долго, как кажется. И не так вредно, как представляется, кивает Тимошенко, любезничая с Саркози. Таким образом, последний гвоздь в крышку гроба Ющенко вбили такой же, какой он в свое время вколотил в гроб Кучмы, – внешнеполитический.

Соня КошкінаСоня Кошкіна, Шеф-редактор LB.ua
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram