ГлавнаяЭкономикаБізнес

Взлетит ли ЮНА, и при чем здесь МАУ

В Украине должен появиться государственный авиаперевозчик. Его создание анонсировал президент Владимир Зеленский. Название новой авиакомпании – «Украинские национальные авиалинии». Однако авторы этого проекта, скорее всего, ориентировались на ее англоязычную версию – Ukrainian National Airlines, поскольку сокращенно она будет именоваться ЮНА, то есть UNA.

Выступая с посланием к Верховной Раде 1 декабря, президент заявил, что ЮНА выполнит свой первый рейс уже в 2022 году. «Впервые за многие годы перевозчик сможет летать в наши новые региональные аэропорты, которые мы строим. Всего сейчас в 16 городах Украины», – сказал Владимир Зеленский, добавив еще, что ЮНА «обязательно приземлится в ЕС».

LB.ua попытался выяснить перспективы новой авиакомпании.

Фото: 5.ua

ЮНА, хотя идея не юная

Пожалуй, впервые Владимир Зеленский поделился планами создания государственной авиакомпании еще весной 2020 года. Но тогда, когда Украина, как и большая часть мира, находилась в локдауне, больно ударившем по рынку пассажирских авиаперевозок, заявления президента вызвали лишь недоумение.

Следует отметить, что Украина уже имеет опыт создания государственной авиакомпании. Первая попытка была предпринята сразу после развала СССР на обломках части советского «Аэрофлота». Созданная в 1992 году авиакомпания получила название «Авиалинии Украины» (Air Ukraine), на время она стала главным авиаперевозчиком страны. Впрочем, не прошла испытание временем и в конце концов обанкротилась.

Кстати, в Украине и сейчас есть государственные авиакомпании, хоть и не столь мощные. В частности, это «Авиалинии Антонова». Поэтому есть ли смысл в создании еще одной?

Вячеслав Коновалов
Фото: Радио Свобода
Вячеслав Коновалов

«Это тупое освоение денег», – убежден эксперт общественной организации "Европатруль" Вячеслав Коновалов.

Первым делом – самолеты

В 2020 году президент также заявлял, что новая государственная авиакомпания будет использовать отечественные самолеты семейства «Антонов».

В декабре 2021 стало известно, что Министерство инфраструктуры «рассматривает возможность» приобретения первых пяти самолетов Ан-158 у ГП «Антонов». «Для «Украинских национальных авиалиний», единственным владельцем которых является государство, требуются разные классы самолетов. Для региональных и среднемагистральных перевозок мы рассматриваем Ан-158, идеально подходящий для перелетов в пределах Украины», – отметил министр инфраструктуры Украины Александр Кубраков.

Александр Кубраков
Фото: пресс-служба 'Укравтодора'
Александр Кубраков

Правда, несмотря на готовность ГП строить уже сейчас, эти самолеты для нужд авиакомпании могут подготовить не раньше 2024 года.

25 ноября этого года, именно в тот день, когда Владимир Зеленский объявил о создании ЮНА, стало известно о подписании меморандума между Министерством инфраструктуры Украины и французским Airbus, согласно которому флот украинского государственного авиаперевозчика будет сформирован 22 самолетами этой компании. При этом меморандум не определяет, будут эти самолеты приобретены или взяты в лизинг – он предусматривает обе опции.

По словам эксперта по вопросам транспорта и инфраструктуры Кирилла Новикова, президента либо не совсем правильно проинформировали о самолетах «Антонова», либо сделали это в надежде, что на момент запуска авиакомпании у госпредприятия появится возможность возобновить строительство пассажирских самолетов.

«Но запуск такой авиакомпании – достаточно масштабный проект, который должен быстро заработать. А скоро может начаться проект, который примет что-то готовое. Что-то готовое – это точно не о ГП «Антонов», поэтому, думаю, на стадии обработки отказались. Но решили об этом умолчать», – сказал Новиков в комментарии LB.ua.

Кирилл Новиков
Фото: dyvys.info
Кирилл Новиков

Он пояснил, что на сегодняшний день «Антонов» испытывает проблемы с выпуском пассажирских самолетов.

«Их еще нужно допроектировать по замене российских комплектующих и пересертифицировать, а это требует как инвестиций, так и времени, – отметил Кирилл Новиков. – Поэтому, думаю, на каком-то этапе кто-то умный сказал, что нужно идти по классической схеме, предусматривающей, что авиакомпании наполняются лизинговыми самолетами крупнейших производителей».

Таким производителем избрали Airbus. Однако напомним, что с французской компанией был подписан не контракт, а меморандум о намерениях.

«АэроСвит» 2.0?

Сейчас самой мощной авиакомпанией Украины является "Международные авиалинии Украины" (МАУ, Киев), на которую приходится львиная доля украинского рынка пассажирских авиаперевозок. МАУ принадлежит Игорю Коломойскому и Арону Майбергу, между которыми не первый год идет корпоративный конфликт.

Фото: Апостроф

Новая государственная авиакомпания, по словам президента, должна стать мощным игроком на рынке, поэтому возникает вопрос, не будет ли ЮНА прямым конкурентом МАУ?

«Если и будет конкуренция, то точно не с МАУ. По крайней мере, не на стартовом этапе, – уверен Кирилл Новиков. – Бизнес вес МАУ намного больше, чем любой другой авиакомпании или даже всех вместе компаний, работающих в Украине. Но, возможно, новая авиакомпания станет конкурентом в той нише, в которой работает, например SkyUp (украинская авиакомпания, работающая по смешанной модели, выполняя чартерные, лоукост- и «традиционные» рейсы. – LB.ua)».

Пока не известно, по какой модели будет работать ЮНА, поэтому это затрудняет ответ на вопрос, чей она потенциальный конкурент.

Стоит отметить, что во время пандемии МАУ понесла убытки. Совладелец компании Арон Майберг рассказал Forbes, что количество пассажиров в 2021 году упало до 2,9 млн против 8 млн в 2019 году, флот сократился с 41 самолета до 21, количество сотрудников – с 2 642 до 1 447.

К тому же, у МАУ миллиардные долги перед Госавиаслужбой, аэропортом «Борисполь», Украэрорухом – их она пытается обжаловать в судах.

Фото: предоставлено аэропортом Борисполь

Правда, в 2021 году компания возобновила полеты. Но владельцы крайне недовольны результатами ее работы, и судя по всему, Игорь Коломойский и Арон Майберг имеют разные взгляды на дальнейшую судьбу МАУ.

В конце августа 2021 года Совет национальной безопасности и обороны (СНБО) поручил Кабмину принять меры, чтобы не допустить «угрозы внезапного прекращения внешнего и внутреннего сообщения крупнейшим авиаперевозчиком Украины в результате его неудовлетворительного финансового состояния». Обеспокоенность власти вполне понятна, потому что в Украине уже был пример «АэроСвита», который довольно быстро оставил после себя только название и миллионные долги. С этой компанией тоже были связаны и Майберг, и Коломойский.

О возможной национализации МАУ в 2019 году говорил президент Владимир Зеленский. «Мы можем спокойно национализировать нашу крупную авиакомпанию. И я знаю, что все владельцы будут только счастливы, чтобы не платить долги. Но мы им пока такого счастья не дадим», – заявил он.

Однако непосредственно Арон Майберг передавать МАУ государству не торопится. Он говорит, что национализация – это «извращение», потому что эффективного собственника из государства, по его мнению, не получится. В то же время среди других возможных вариантов поддержания авиакомпании на плаву говорит о необходимости вливания дополнительных средств.

Может, поэтому он достаточно резок и критичен в своих суждениях о целесообразности появления ЮНА.

«В целом Украина не имеет потенциала для роста пассажиропотока. Новая компания (ЮНА. – LB.ua) распределит имеющихся пассажиров – это каннибализм. В компании в следующем году будет три-пять самолетов, а на содержание нужно потратить $100 млн. Нужно ли тратить такие деньги на эксперимент? – говорит Арон Майберг.

Арон Майберг
Фото: Mind.ua
Арон Майберг

Эксперты действительно оценивают стоимость создания авиакомпании «с нуля» более чем в $100 млн. В госбюджете на 2022 год на формирование уставного капитала нового национального авиаперевозчика предусмотрено 500 млн грн.

Назар Шевчук, Журналіст
Олександр ДецикОлександр Децик, редактор відділу "Економіка"
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram