Чем вызван сбой в работе Фейсбук?
При всем желании переложить всю ответственность за происшедшее на какую-то определенную «темную силу», нужно помнить, что сбой вряд ли стал результатом кибератаки. Фейсбук, Инстаграм и Вотсап слишком отличаются между собой, чтобы одновременно стать жертвами хакеров. Проблема, скорее всего, лежит внутри самой компании.
И хотя уже есть ряд сообщений о том, что параллельно отмечен самый крупный слив персональных данных пользователей за всю историю Фейсбук – в даркнете выложили на продажу данные то ли 500 млн., то ли 1,5 млрд учетных записей, с именами, электронной почтой (e-mail), идентификаторами (id), местонахождением, «слив» этих данных, скорее всего, произошёл до глобального сбоя в работе системы. Да и в Фейсбук уже успели это опровергнуть.
Вероятнее всего, проблема вызвана изменениями в маршрутизации. Есть предположения о том, что обновления в маршрутизации проходили удалённо, поскольку большая часть сотрудников Фейсбук работает вне офиса из-за пандемии. Более вероятно, что проблемы могут быть вызваны сбоем в работе провайдера облачных услуг. Эти неполадки имели каскадный эффект, что привело к сбою в работе сервисов и в компании не смогли быстро определить и устранить причины неполадки.
Собственно, более-менее официальные версии от представителей Фейсбук где-то о том-же.
Но, поскольку сбои, хоть и не такие масштабные, случались и ранее, это многочасовое устранение неполадок, его внезапность, одномоментность и глобальность, вероятно, указывает на серьезную проблему с технологией, лежащей в основе самих сервисов.
Возможно, некоторые проблемы были связаны с системой доменных имен или DNS, но они стали лишь симптомом, поскольку система не ломается самопроизвольно.
Вполне вероятно, что что-то случилось с базовой инфраструктурой - случайное изменение настроек, физический сбой на сервере или что-то еще - что остановило ее работу, предполагает британское интернет-издание Индепендент (The Independent).
Нам же более интересно, что будет дальше.
Как отреагируют пользователи и кому это выгодно?
Беглые выводы уже есть.
В первую очередь, ситуацией со сбоем воспользуются конкуренты.
Пользователи Твиттер (Twitter) во время «простоя» Фейсбук небезосновательно шутили о том, аудитория ФБ-сервисов массово направилась писать твиты с жалобами и выкладывать фотографии, предназначенные для Инстаграм (Instagram). А Твиттер, мол, поприветствовал их всех в своём официальном аккаунте.
Естественно, после столь масштабных сбоев пользователи станут присматриваться и пробовать альтернативные площадки для общения. Так что переток аудитории в другие соцсети и месенджеры вполне вероятен. Конечно, он не будет таким внезапным и одномоментным, как «сбой понедельника». Но если ФБ допустит что-то похожее снова, это очень сильно подорвет его гегемонию.
Это в части аудитории.
Но пользователи услуг это еще и деньги.
А финансовые потери от сбоя у Фейсбук и его основателя уже исчисляются миллиардами долларов, поскольку на фоне неполадок резко упала стоимость акций. Их стоимость в понедельник «просела» на 4,9 процента - худшее снижение с пятипроцентного падения, зафиксированного 9 ноября 2020 года. Для сравнения, высокотехнологичный индекс Насдак (Nasdaq Composite) упал всего на 2,1% на торгах в понедельник. Промышленный индекс Доу Джонс (Dow Jones) упал на 323,54 пункта до 34 002,92 пункта, а индекс S&P 500 упал на 1,3%. По данным агентства Блумберг (Bloomberg), сбой уже стоил основателю и генеральному директору Facebook Марку Цукербергу примерно 7 миллиардов долларов. И дальнейшие потери могут быть больше.
И тут стоит вспомнить о репутационных потерях. Поскольку в условиях рыночной экономики для публичной компании, которая связана с миллиардами, репутация важна не менее денег – доверие инвесторов в этом случае критично.
Стоит напомнить, что в преддверии «черного» понедельника в США разразился скандал вокруг сервисов компании. Как писал LB.ua, стало известно, что популярная среди молодежной аудитории соцсеть Инстаграм (Instagram) могла вызывать депрессию и суицидальные мысли у подростков. При этом в руководстве Фейсбук, которой и принадлежит Инстаграм, знали об этом, но ничего не делали. И продолжали зарабатывать деньги на соцсети, которая приносит в год более 100 млрд долларов.
Два представителя Комитета Сената США по торговле и защите прав потребителей Ричард Блюменталь и Марша Блэкберн в связи с этим объявили о расследовании против Фейсбук.
После сбоя в работе сервисов компании в понедельник число недовольных ее политикой и качеством сервисов только вырастет.