Национальный банк в четверг, 21 мая, обнародовал новый порядок проведения финмониторинга банками.
Соответствующее положение было утверждено правлением НБУ от 19 мая в соответствии с требованиями нового закона о финансовом мониторинге.
На сайте Нацбанка говорится, что главное преимущество этого закона - дистанционная идентификация и верификация клиента. Для открытия счета в новом банке визит в отделение или личная встреча с представителем банка не требуется. Верификация человека будет возможна, например, через BankID, квалифицированную электронную подпись (КЭП), видеотрансляцию.
В новом порядке обновлены требования к выявлению конечных бенифициарных владельцев. Раньше для этого использовалась преимущественно только информация из Единого реестра юрлиц. Теперь банки должны использовать информацию не только из этого реестра, но и из других источников.
Вводятся риск-ориентированный подход к работе банков с PEPs - политически значимыми лицами, членами их семей и связанными лицами. Например, во время обслуживания PEPs в рамках зарплатного проекта от банка не будут требовать квалифицировать клиента как высокорискового. В то же время банки обязательно должны относить PEPs из категории иностранных и международных общественных деятелей к категории высокорисковых, как и раньше. Также существенно сокращен перечень тех, кто считается членом семьи или связанным лицом PEPs. В частности, из этого перечня исключили сестер, братьев, дедов, бабушек, внуков, прадедов, прабабушек, правнуков.
Национальный банк предоставил детализированное описание технических настроек во время проведения денежных переводов. Речь идет о технологической процедуре и применении риск-ориентированного подхода при мониторинге переводов денежных средств.
Вводится международная практика анонимного информирования о нарушении финмониторинга. Для этого банки должны создать специальные анонимные каналы. Этой процедурой может воспользоваться любой работник, обнаруживший нарушение, и третьи лица. Такую процедуру введет и Национальный банк.
Кроме того, положением утверждаются три модели определения ответственного работника за финмониторинге; устанавливается порядок замораживания / размораживания активов лиц из списка террористов; устанавливается базовый перечень критериев риска и индикаторов подозрительности финансовых операций; вводится инструмент возложения (банки смогут использовать результаты идентификации и верификации от третьих лиц и поручать эту функцию агентам); предоставляются признаки ненадлежащего системы управления рисками банка.
Напомним, что новый закон о финмониторинге был принят в конце 2019 года и вступил в силу с 28 апреля 2020 года. В частности, он увеличивает до 400 тыс. гривен размер суммы финансовых операций, пдлежащих обязательному финансовому мониторингу, а количество признаков таких операций уменьшает с 17 до четырех (операции политически значимых лиц и их семей; переводы за границу; операции с наличными; операции с банками/участниками из стран, не выполняющих рекомендации FATF).
Для обычных граждан одним из основных новшеств стал запрет на пополнение карт через терминалы свыше чем на 5000 гривен без идентификации клиента.