В Украине на протяжении 10 лет остается стабильно низкой доля инновационных предприятий в промышленности – 18% против 50% в ЕС. Поскольку передовые технологии являются главным источником модернизации, конкуренции и устойчивого экономического роста, очевидно, что без изменения системы администрирования развитием промышленности, шансы попасть в «Клуб богатых стран» ничтожно малы.
«Нет того нового обычая, который не был бы старым»
В 1975 г. главы государств и правительств приняли под эгидой ЮНИДО Лимскую декларацию, признав, что индустриализация является движущей силой экономического роста и социального развития. Тем не менее, большинство стран взяли тогда курс на постиндустриальное общество. Значительное влияние на этот выбор оказал широко рекламированный миф о том, что подъем экономики возможен исключительно через переориентацию на перспективные секторы услуг и на постепенное сворачивание материального производства. «Масла в огонь» подлил и так называемый «Вашингтонский консенсус» – рекомендованный МВФ и Мировым банком свод правил экономической политики, направленный на усиление рыночных сил и снижение роли государства.
Финансовый кризис 2008–2009 гг. и дальнейшая стагнация экономики отрезвили сторонников такого выбора, заставив искать новые, эффективные политические меры и осуществлять необходимые для этого институциональные преобразования. Парадоксально, но потребовалось почти 40 лет, чтобы подтвердить правильность постулатов Лимской декларации. Группа экспертов высокого уровня, сформированная ООН для выработки рекомендаций по развитию мировой экономики на период после 2015 г., признала ключевую роль индустриализации, внедрения инноваций, инвестиции в инфраструктуру в устойчивом росте и создании рабочих мест.
Очевидно, что потрясения последних лет привели к радикальным изменениям как в понимании целесообразности государственного вмешательства для ускорения роста, так и в признание факта, что без такого вмешательства успех догоняющего развития маловероятен. Свидетельством служит вывод Дж. Стиглица и Дж. Ифу Лин в работе «Революция промышленной политики: роль правительства за рамками идеологии»: «Слепая вера в магические добродетели рыночных сил, где рациональные агенты естественно создают оптимальные условия для устойчивого экономического роста, опровергнута глобальной рецессией и необходимостью введения со стороны правительств быстрых мер реагирования для преодолении кризиса».
Государство скрытого развития
США традиционно позиционируют себя как государство, не практикующее промышленную политику. В американском обществе до недавних пор господствовал консенсус, что такая политика, являясь синонимом интервенции государства, снижает эффективность рыночной конкуренции и подрывает культуру предпринимательства. Как отмечает профессор Лондонской школы экономики Р.Уэйд, «американское правительство прямо и косвенно, а также через такие организации, как Мировой банк и ВТО, уже давно заявило остальному миру словами нобелевского лауреата в области экономики Гери Беккера: «лучшая промышленная политика – та, которой вообще нет».
Однако, из выступления Главы Национального экономического совета при Белом Доме в 2012 г. стало очевидным изменение риторики: «Главный интерес Америки заключается в ренессансе национальной перерабатывающей промышленности», поскольку она является «ключевым компонентом конкурентоспособной и инновационной экономики». По словам Р. Уэйда, это первый случай, когда ключевая фигура администрации Президента публично позитивно высказалась относительно промышленности и необходимости инициирования мероприятий в интересах производственного сектора. Впоследствии в стране были приняты меры, формально не связанные с промышленной политикой, поскольку их цель заключалась в недопущении банкротств и широкомасштабной безработицы. Однако, по сути, многие из них ориентированы на сохранение и усиление позиций страны как глобального технологического лидера промышленного производства.
По мнению специалистов ЮНКТАД, подходы США к реализации промышленной политики представляют собой соединение «государства-предпринимателя» и «государства-координатора». Как предприниматель правительство принимает основные риски и играет ведущую роль в формировании рынков в части коммерциализации новых технологий. Также государство доминирует в финансировании рискованных исследований, играя роль катализатора технологических инноваций. Как «государство-координатор» США создают сети между разными субъектами инновационной системы. Учитывая такой характер американской промышленной политики и при этом отсутствие явного единого учреждения, которое бы отвечало за эту политику, США называют «государством скрытого развития» (hidden developmental state).
Впрочем, на самом деле ключевую роль в процессе разработки и общей координации промышленно-инновационной политики играет Национальный институт стандартов и технологий Минторга США (NIST). Как официальный регент Президентских инициатив, NIST реализует меры по повышению производительности и добавленной стоимости через партнерство государства и бизнеса, которое ускоряет развитие технологий и их коммерциализацию.
В рамках реализации этих инициатив в 2009 г. был принят Закон «О восстановлении и реинвестировании американской экономики», краткосрочная цель которого – смягчение негативных последствий «большой рецессии», а долгосрочная – использование вертикальных мер промышленной политики для укрепления национальной перерабатывающей промышленности и повышения ее международной конкурентоспособности.
В 2012 г. Совет по науке и технологиям Администрации Президента США обнародовал «Национальный стратегический план для передовой перерабатывающей промышленности», на исполнение которого в 2013 г. начато создание Национальной сети для промышленных инноваций на принципах государственно-частного партнерства. До 2020 г. планируется создать 45 технологических институтов специализированных компетенций. В числе первых – Институт инноваций в производстве Power America, основным направлением деятельности которого является разработка передовых технологических процессов с применением широкозонных полупроводников; Институт инноваций в производстве в области передовых композитных материалов; Американский институт инноваций в производстве в области интегрированной фотоники.
Знаковым событием в новой индустриальной политике страны стало принятие в 2014 г. Закона «О восстановлении американской перерабатывающей промышленности и инноваций».
Для усиления инициатив по инновационному развитию производств Совет по науке и технологиям при Президенте США обнародовал Доклад «Ускорение передовой перерабатывающей промышленности США». Документ рекомендовал разработать национальную стратегию обеспечения ведущей роли экономики США в сфере передовых промышленных технологий, включающую перечень приоритетных направлений и мер содействия на всех стадиях развития. В Стратегии развития американских инноваций, принятой в 2015 г., также акцентируется внимание на технологиях передового промышленного производства.
Очевидно, что США системно поддерживают национальный производственный сектор инструментами активизации инноваций и преимущественно вертикальными мерами политики, что обеспечивает стране устойчивое промышленное развитие.
Без табу
В отличие от США, где табу на промышленную политику сознательно введено политическими элитами страны, в Европе его никогда не было. Основы реализации промышленной политики заложены еще в Договоре о функционировании Европейского Сообщества 1957 г. Несмотря на такую установку, европейские страны формировали основы экономического развития под влиянием идей построения постиндустриального общества, что стало одной из причин утраты их позиций на мировых товарных рынках в конкурентной борьбе с новыми индустриальными странами.
Пытаясь наверстать упущенное, Европейская комиссия в 2010–2012 гг. сформулировала главные приоритеты промышленной политики Еврозоны и разработала соответствующие рекомендации странам – ее членам. В документах «Промышленная политика: укрепление конкурентоспособности», «Сильная европейская промышленность для роста и восстановления экономики» и других определены ориентиры модернизации и механизмы их реализации.
Принятая в начале 2010 г. стратегия социально-экономического развития «Европа 2020» обозначила цели ЕС в вопросах промышленности и инноваций до 2020г. Специализированная программа «Горизонт 2020» также определила одним из приоритетов «Индустриальное лидерство».
Демонстрацией консенсуса высокого уровня по вопросам видения рычагов экономического роста в ЕС стала статья «Новая индустриальная политика Европы», опубликованная в газете «The Wall Street Journal». Её подписали министры пяти стран ЕС – Испании, Португалии, Италии, Франции, Германии. Главный месседж – сильная, восстановленная и усовершенствованная промышленная база обеспечит экономическое восстановление Европы.
Акценты расставил «Deutsche Bank» в докладе «Реиндустриализация Европы», указав членам ЕС на необходимость любой ценой увеличить долю промышленного сектора в их экономиках. Для этого каждой стране было рекомендовано проанализировать собственные специфические проблемы и принять соответствующий курс. Путеводителем стал документ «К европейскому промышленному ренессансу», презентованный Европейской комиссией в 2014г. – до 2020 г. Европа должна увеличить долю промышленности в ВВП с нынешних 15% до 20%. Поэтому Европейская комиссия обращается с настойчивым призывом к странам – членам ЕС признать центральную роль промышленности в создании рабочих мест и экономическом росте, а также рекомендует им интегрировать вопросы конкурентоспособности промышленности во все сферы национальной политики. Руководство ЕС подчеркивает, что промышленную модернизацию следует осуществлять за счет инвестиций в инновации и новые технологии, в производственные ресурсы и развитие навыков. Помощью в этом должно стать развитие деловой атмосферы в Европе благодаря мерам по упрощению законодательной базы и повышению эффективности государственного управления на уровне ЕС и на национальном уровне.
Решение этих задач правительства возложили на компетентные органы. Во Франции даже создали специализированное министерство с оригинальным названием – Министерство промышленного возрождения (сегодня это Министерство экономики и финансов). В Великобритании подобные функции выполняет Министерство по делам бизнеса, инноваций и профподготовки. Оно отвечает за разработку политики в сферах бизнеса и предпринимательства, стратегии и механизмов развития промышленности на принципах государственно-частного партнерства. В Германии – Федеральное министерство по экономике и энергетике, в частности Генеральный директорат промышленной политики, связанный с вопросами производства инвестиционных и потребительских товаров, сырьевыми материалами, обороны и безопасности, автомобилестроением, аэрокосмической промышленностью и прочим.
Администратор роста
В Украине, в отличии от упомянутых стран, нет структуры, «заточенной» под промышленно-инновационное развитие экономики. Функции формирования и реализации промышленной политики возложены на Минэкономразвития, а инновационной – на Министерство образования и науки. В таких условиях проблематично системно использовать рычаги влияния. А без них доля перерабатывающей промышленности в ВВП продолжит 25-ти летнее падение. Это уже привело к непоправимой потере ряда компетенций, а также к утрате многих позиций национальных производителей на внутреннем и внешнем рынках.
Осознание этих рисков должно побудить государство усилить координирующую функцию и создать структуру, способную эффективно использовать внутренние ресурсы и привлекать внешние для усиления производственного потенциала. Она должна стать администратором и катализатором роста, своеобразным «ареопагом» в решении ряда стратегических и тактических вопросов, обеспечивающих эффективную промышленную политику на инновационных началах.
Очевидно, что в стране назрела необходимость в Министерстве промышленно-инновационного развития (Минпроминноваций) – качественно нового, многофункционального органа государственного управления индустрией, способного объединять инструменты промышленной, технологической и инновационной политики с политикой в сфере образования и человеческих ресурсов в целях повышения конкурентоспособности и достижения первенства на рынке.
Поскольку, как писал Эйнштейн, совершенные средства при неясных целях - характерный признак нашего времени, крайне важно четко определить круг задач Минпроминноваций.
Во-первых, координация. Сегодня из-за отсутствия координации и координатора действий министерств, ведомств и других государственных и частных субъектов инновационно-промышленного развития неэффективно используются имеющиеся ресурсы. Как лебедь, рак и щука они разрабатывают программы и стратегии собственного инновационного развития, конкурируя за привлечение государственных средств, а в результате, как говорится «воз и ныне там».
Во-вторых, стратегический маркетинг. Для принятия важнейших решений по развитию отечественной промышленности крайне важно понимание глобальных тенденций, определяющих предложение и спрос на товары и услуги, а также направлений развития технологий. Это требует организации сбора, обработки и анализа стратегической информации, без которой невозможно принять адекватные решение о масштабе финансовых, кадровых и прочих ресурсов для достижения цели.
В третьих, целеполагание. Без него любые вливания государственно-частного капитала будут иметь такой же эффект, как ирригация поля садовой лейкой. Неспособность выделить из длинного списка «приоритетных задач» первоочередные, приведет к дальнейшему распорошиванию ресурсов, отдалит ожидаемые результаты, подорвет доверие к политике инновационного развития промышленности и политиков, которые возьмутся её реализовывать.
Итак, ключевая цель нового органа – создание благоприятных рамочных условий для технологических инноваций, инвестиций и производства на промышленных предприятиях, а также организация новых инновационно активных промышленных единиц, ориентированных на выпуск высокотехнологичных конкурентоспособных товаров с высокой добавленной стоимостью.
Структура Минпроминноваций должна формироваться не по отраслевому, а по функциональному принципу в решении проблем промышленного развития и придерживаться следующих приоритетов:
- разработка стратегии инновационного развития промышленности Украины на принципах здорового протекционизма и стимулирующих преференций в сотрудничестве с бизнес средой, научными и общественными кругами с учетом конъюнктуры внутреннего та внешнего рынков; мониторинг выполнения задач стратегии, внесение корректив, исходя из новых вызовов;
- координация планов промышленного развития регионов Украины с учетом их потребностей и потенциала, корреляция с задачами национальной стратегии развития промышленности;
- содействие инновационному развитию малых и средних предприятий, а также реализации стратегических планов «технологических чемпионов» национальной промышленности;
- учреждение государственного финансового агента развития инноваций и поддержки малых и средних предприятий в промышленности с широким спектром функций (от формализации идеи и технико-экономического обоснования проекта к финансированию его ключевых стадий, патентованию изобретений и поиску партнеров) накшталт французского BPI France;
- реформирование существующих и создание новых научно-исследовательских и проектно-конструкторских институтов по примеру американской Национальной сети для промышленных инноваций на принципах государственно-частного партнерства; инициирование запуска научно-технических программ, направленных на создание технологических инноваций, которые повысят конкурентоспособность производственного сектора;
- содействие подготовке трудовых ресурсов и их профессионального состава с учетом текущих и будущих потребностей промышленности; формирование когорты инвестиционных менеджеров и экспертов промышленно-инновационных проектов.
Минпроминноваций должен изменить систему администрирования промышленным развитием страны. Принципы функционирования «ареопага промышленного ренессанса» требуют профессиональной дискуссии, в которой стоит опираться не только на современный зарубежный опыт, но и учитывать вызовы, стоящие сегодня перед Украиной. Как это было в Германии после окончания второй мировой войны, когда создали Федеральное министерство по делам плана Маршалла, просуществовавшее до 1969 г. пока не выполнило свою функцию.