Ситуация для нас настолько серьёзная, что на сегодняшний день, пожалуй, лишь такой бизнес-план по модернизации и дальнейшему использованию украинской газотранспортной системы (ГТС) – это единственный шанс для Украины предотвратить достройку и запуск газопровода «Северный поток-2» (СП-2) уже в ближайшей перспективе.
Пока же Киев упорно озвучивает политико-бизнесовые декларации. Для европейцев предельно абстрактные. Тем не менее именно с их помощью Украина пытается убедить Евросоюз отказаться от строительства «Северного потока-2». А вместо этого заинтересоваться снова ж таки для европейцев весьма туманными перспективами использования украинской ГТС. Выразительным примером такого непродуктивного подхода является недавнее заявление президента Порошенко о том, что для ЕС строительство СП-2 «абсолютно экономически бессмысленно, это выбрасывание на ветер 20 млрд.долларов».
Подобных призывов к ЕС транслируется много. Тем временем «Газпром» работает совершенно по-другому – предметно и прагматично - с нужными для успеха СП-2 целевыми аудиториями. И, к сожалению, добивается в этой работе успехов.
Именно таких предложений – предметных и взаимовыгодных – ЕС ждёт от Украины. Но никак не дождётся. Пока ещё не окончательно поздно, Киеву нужно срочно менять тактику противодействия строительству СП-2 и продвижения своего конкурирующего проекта по модернизации и дальнейшему использованию украинской ГТС.
Не нужно Европу – да ещё через озвученные на украинских телеканалах «страшилки» - пугать громадными абстрактными цифрами якобы «бессмысленных» трат, перспективами усиления зависимости Евросоюза в получении газа от России и т.п. Вместо этого нужно суметь донести до ЕС понимание того, что именно европейцы смогут получить от Украины, какие конкретные экономические преимущества для Евросоюза будут в случае участия последнего в проекте по модернизации и дальнейшем использовании украинской ГТС. То есть, политические заявления и декларации должны уступить место обсуждению перспектив использования украинской ГТС в категориях бизнес-логистики.
В подготовленном украинской стороной для Евросоюза бизнес-плане использованию ГТС Украины в ближне-, средне- и долгосрочной перспективах должн ы быть зафиксированы ключевые параметры:
· сколько газа именно через украинскую ГТС Европа будет гарантированно получать ежегодно;
· какой будет тариф на его прокачку;
· конечная цена газа для европейского потребителя.
А также действительно принципиально важные для европейцев вещи:
· что со своей стороны сделает Украина для гарантированных поставок оговоренных объемов российского газа;
· сколько именно денег, когда и на каких условиях предлагается вложить в модернизацию украинской ГТС Европейскому союзу.
Такое бизнес-предложение от Украины до сих пор не направлено Евросоюзу. При том, что для получения хотя бы шансов успешно конкурировать с бизнесово-политическим гешефтом для ЕС от «Газпрома» под названием «Северный поток-2», такое украинское предложение должно было быть подготовлено и направлено ключевым центрам принятия решения в ЕС, образно говоря, даже не вчера, а ещё позавчера.
Поскольку продвигающая в ЕС конкурирующий проект Москва очень давно, настойчиво и постоянно работает со всеми такими центрами. Находя для каждого из них нужные целевые аргументы и последовательно добиваясь продвижения реализации своего «Северного потока-2».
Ведя войну против такого мощного и искушенного противника как «Газпром» мало одержать победу в одном сражении. Даже в таком принципиально важном как в Стокгольмском арбитраже. Потому что Кремль&«Газпром» воюют а) системно; б) постоянно, без перерывов и в) масштабно.
Тут как нигде актуально выражение, что выиграв сражение, можно проиграть войну. Если нашей стране не удастся, объединив усилия с США, предметно заинтересовать Европу в продолжении совместного с Украиной полномасштабного использования украинской ГТС вместо строительства СП-2 - значит, победа в войне останется за «Газпромом».
Игра здесь идёт по-крупному. С 2004-го всеми способами российский газовый монополист не только навязывал европейцам легенду об устаревшей и ненадежной украинской газотранспортной системе, но и изо всех сил пытался материализовать ее.
А девять лет назад Кремль начал агрессивную атаку сразу на нескольких фронтах. На политическом — щедро спонсируемый лоббизм новых российских газопроводов в Европу; информационном — пугающие европейцев рассказы и публикации о "воровстве" транзитного газа и "ненадежности" ГТС Украины. На коммерческом — предложение о строительстве двух "Северных потоков" европейским трейдерским компаниям, торгующим в Европе российским газом, на максимально выгодных для них и, соответственно, потребителей условиях. И главное — бонусы государствам, в акватории и по территории которых пройдет "Северный поток-2", якобы только за их согласие.
И сегодня, уже имея капитальный задел в виде грамотных бизнес-предложений ключевым центрам по принятию положительного решения о строительстве СП-2, финансово замотивированных влиятельных европейских политиков и экспертов, сформированного общественного мнения в Германии и других странах Евросоюза, Кремль и «Газпром» не сбавляют оборотов для того, чтобы «дожать» Европу с СП-2. Подобная деятельность даёт свои плоды –так, в этом месяце в Германии уже началось строительство немецкого участка «Северного потока-2». Пока высшие должностные лица в Киеве радовались политическим заявлениям канцлера Германии по поводу того, что без согласования с Украиной СП-2 строить нельзя…
На контрасте с такой наступательной, масштабной и профессиональной работой россиян на газовом фронте отдельные правильные слова и действия чиновников в Киеве ситуацию в целом изменить не смогут. Потому что воевать с «Газпромом» попаданиями шрапнелью по толстенной броне того в неделю пару раз – для самоуспокоения будет в самый раз. Но для выигрыша в войне с этой машиной-махиной воевать нужно совсем по-другому. Времени для осознания и главное воплощения на практике нового подхода в отстаивании интересов Украины на газовом рынке Евросоюза у Киева осталось всего ничего…